Украинский Фронт! На Донетчине регионалы вынуждены открыть второй фронт – против доморощенных федералистов, которые наиболее активно действуют в Мариуполе. Негативная реакция Банковой на так называемый харьковский съезд первичных ячеек Партии регионов только подтвердила тот факт, что правящая властная вертикаль трещит по всем швам.
Лидер парламентской фракции «регионалов» Александр Ефремов заявил, что предложения, которые доминировали на этом мероприятии, не обсуждались во фракции, а является точкой зрения «отдельных депутатов». Прежде всего речь велась о федерализации Украины, которая доминировала на съезде новосозданного Украинского Фронта в Харькове.
Представитель президента в Верховной Раде Юрий Мирошниченко вообще констатировал: «Трагические последствия федерализации мы можем наблюдать на примерах Киевской Руси в XII-XIII веках и казацкого государства в XVII веке. Только унитарная форма государственного устройства позволит Украине сохранить достояние многих поколений предшественников и обеспечит развитие гражданского общества».
Окончательно стало понятно, что Банковая не организовывала и не контролировала харьковский съезд, когда губернатор Донетчины – базовой для Партии регионов области – Андрей Шишацкий признал, что в этом мероприятии приняли участие по собственной инициативе лишь около 30 представителей от Донецкой области, но ни местная власть, ни областная партийная организация «регионалов», которой он с недавних пор руководит, не собираются создавать структуру «Украинский фронт», которая была провозглашен в Харькове.
Он сказал, что на Донетчине и так достаточно сил, которые хотят дестабилизировать политическую ситуацию в регионе». Как пример Шишацкий назвал многолюдные протестные события в Мариуполе, где на местном Евромайдане засветился своей активностью гражданин США Люберецкий, который ранее «организовывал врадиевську ходу». В то же время 3-го февраля 2014 Новоазовска райсовет принимает решение обратиться к Верховной Раде с требованием закрепить в Конституции федеративный статус страны.
Поэтому один из влиятельных донецких «регионалов» на правах анонимности дал ЕспресоTV более резкую оценку ситуации: «Мы еще разберемся с этими нашими 30 отщепенцами, которые даже не понимают, на чью мельницу они льют воду. А если понимают, то такие как они – еще большая угроза, чем какие-то так полумифические вояжёры-бандеровцы». Интересно, что именно в полумиллионном Мариуполе наиболее распространена идея местного федерализма.
Уже не первый год мариупольцы требуют от власти и своих представителей в Верховной Раде активизировать вопрос об отделении от Донецкой области и создания некой автономной республики "Приазовский край"
Сепаратистский пик активности в Мариуполе пришелся на два последних года, когда в городе на базовых предприятиях произошли массовые сокращения рабочих мест и были зафиксированы всплески крупнейших за последние годы выбросов вредных продуктов промпроизводства в атмосферу, которые поставили город на грань экологической катастрофы.
Недавно профсоюз предпринимателей Приазовья подал в Мариупольскую горсовет на рассмотрение экономический план развития города на 2014-2020 годы, конечной целью которого как раз и является «признание Мариуполя городом республиканского значения с формированием автономной республики Приазовский край».
По мнению предпринимателей, реализация данной идеи приведет к «независимости от Донецка», позволит «формировать собственный бюджет» и создаст «привлекательные для инвесторов условия».
Донецкая власть прекрасно понимает, что бегство Мариуполя в автономное плавание приведет к потере более чем трети областного бюджета. Поэтому любой федерализм – то ли харьковский политический, заброшенный кремлевскими идеологами, то ли местный социально-экономический – для неё губителен. Как гибельный он сейчас и для всей вертикали власти Партии регионов.
В своё время ключевая идея федерализма исчезла из лексикона «регионалов» сразу, как только Янукович стал президентом. Тому есть несколько причин:
Во-первых, после внесения соответствующих изменений в Конституцию центральная власть теряла бы абсолютный контроль над финансами в регионах и превратилась бы с благотворителя-розповсюдника на банального просителя.
Во-вторых, полностью нивелировалась бы политическая роль центра с последующими «трагическими последствиями федерализма» для страны, о которых заявил Юрий Мирошниченко.
В-третьих, были бы фактически закрыты все государственные социальные программы, в результате чего, в первую очередь, пострадали бы жители Донецкой и Луганской областей, а действующая власть вынуждена была бы признать, что их родной Донбасс – полностью дотационный регион, который уже давно не «кормит всю Украину».
Только за первое полугодие прошлого 2013-го года Донецкая область получила из госбюджета на 9,25 млрд. грн. больше, чем туда внесла. В нынешнем году только на нужды углепрома в основном две базовые отраслевые области – Донецкая и Луганская – получат из госбюджета доселе небывалые 16,5 млрд. грн.
Потеря мифа о Донбассе-кормушке – это самая большая идеологическая потеря Банковой и всей Партии регионов, прежде всего, перед своим избирателем. А потому, власть, чтобы унять собственных федералистов, как это ей ни трудно, вынуждена будет открывать свой второй фронт.