Перед началом специального заседания Совета по правам человека, где будет обсуждаться, в частности, и судьба телеканала ДОЖДЬ, Владимир Познер дал интервью Владимиру Роменскому и рассказал, почему, по его мнению, кабельные операторы отключили телеканал ДОЖДЬ от эфира, и прокомментировал, как российские и зарубежные СМИ освещают ситуацию в Украине.
Роменский: Здесь, в администрации президента на Старой площади, дом 4, продолжаются последние приготовления к началу сегодняшнего заседания Совета. Оно носит название «Медиа гражданского совета: трудности становления». Говорить будут и про телеканал ДОЖДЬ, и про ситуацию с «Совершенно секретно».
Рядом со мной находится Владимир Познер, известный журналист. Он сегодня должен выступить с докладом. Какая будет ваша позиция по телеканалу ДОЖДЬ, отключению «Совершенно секретно», по закрытому агентству «Росбалт»?
Также по теме:
Владимир Познер, журналист: Во-первых, я не выступаю с докладом, я – один из тех, кто будет выступать, докладов всего два. Наверное, будут очень короткие выступления, поскольку народу много. Вряд ли дадут возможность подробно говорить. Моя позиция по поводу того, что происходит с ДОЖДЕМ, и что произошло с «Совершенно секретно» и с «Росбалтом», довольно однозначна. Это попытка, по сути дела, убрать такие источники информации, которые не нравятся власти. Причем я власть называю расширительно, туда входит и законодательная власть, и исполнительная власть.
Сейчас довольно важный момент в журналистике в России, потому что если это все удастся, если эти все источники будут убраны, то мы в значительной степени вернемся в состоянии страны где-то до гласности, когда, во-первых, информация будет препарирована и специально сделана для политические цели власти, а второе – люди вернутся к прослушиванию «Голоса Америки», BBC и т.д., каких было порядка 40 миллионов до гласности Горбачевской, потому что люди понимают, когда им врут. Я надеюсь, что сегодняшнее заседание будет способствовать более разумному подходу. Если говорить об ошибках, которые совершаются, в частности, которая была совершена ДОЖДем, на мой взгляд, ошибка – это ошибка, это не есть повод для таких радикальных мер. И я буду об этом говорить.
Роменский: Я напомню, что под ошибкой мы подразумеваем скандальный опрос, который был посвящен блокаде Ленинграда. И я напомню еще, что руководство телеканала неоднократно приносило свои извинения. Владимир Владимирович, будет наверняка обсуждаться сегодня ситуация в Украине. Глава президентского совета Михаил Федотов говорил об этом, что эту тему обойти стороной не смогут. Как вы относитесь к тому заявлению, с которым выступили руководители федеральных каналов, как они ответили на письмо украинских коллег?
Владимир Познер, журналист: Я не знаю, как они ответили. Я с этим не знаком. Я знаю только одно – я довольно много сейчас смотрю иностранное телевидение и согласился давать интервью, в частности, CNN и другим иностранным каналам. Естественно, сравниваю то, что показывают они, и что показываем мы. Я смотрю на это с тяжелым чувством, потому что и те, и другие показывают только то, что они хотят показывать. Нельзя сказать, что это ложь, потому что они показывают то, что происходит, но они показывают очень выборочно и под определенным углом зрения. Таким образом, наш зритель получает одну картинку, а зритель там получает другую картинку, и обе они, скажем мягко, неполные. И это, конечно, очень серьезная проблема.
А что касается других программ, которые так или иначе связаны с событиями, происходящими на Украине и в Крыму в частности, этот патриотический раж, который то и дело мы видим и слышим, ни к чему хорошему не приведет. Люди не понимают, видимо, что речь идет о возможной большой крови. Я каждый раз хочу спросить женщину, которая кричит об этом, хочет ли она, чтобы её сын умер, скажем, за Крым. И второе – понимают ли люди, что в данном случае слово – очень опасная вещь, и надо очень осторожно пользоваться им.
Роменский: По всей видимости, по итогам сегодняшней встречи будет принято какое-то решение, какое-то обращение, с которым выступят члены Совета, под которым можете подписаться и вы. Такие шаги могут помочь телеканалу ДОЖДЬ вернуться снова, чтобы операторы его подключили, взяли обратно в пакет?
Владимир Познер, журналист: Я не могу сказать определенно, что да, я так думаю. Я на это сильно надеюсь, я не считаю, что это безнадежно. Но учитывая ситуацию, я не могу сказать, что я абсолютно полон оптимизма.