Помните, как в июне 2014 года три танка под триколорами средь бела дня проследовали от российской границы в Донецк? Президент РФ тогда звонил западным лидерам с месседжем – "Это не мы!" Мол, какие–то "отпускники" поехали на танках "спасать русских от фашистов". И на Западе это объяснение съели.
Гибридная война вся состоит из таких подпороговых действий. Все поохают, поахают, а в сухом остатке останется месседж – "У ополченцев есть танки!" Потом под покровом ночи можно вводить колонны новой техники. И сейчас количество российских танков в ОРДЛО больше, чем в большинстве стран НАТО.
Каждое подпороговое действие совершается чуть ниже "красных линий". Когда к нему привыкают, можно шастать через "красные линии" в любую сторону. Если первые три танка "съели", за ними последуют сотни танков. Если первый артобстрел Украины остался без ответа, можно выпускать эшелоны снарядов.
––
Помните, президент Обама прочертил "красную линию" после применения Асадом химического оружия? От возмездия диктатора спасло посредничество Кремля. Химическое оружие было "уничтожено" под гарантии Москвы. Красная линия была пройдена, а потом "новичок" применили в стране НАТО.
Хотите свежий пример? Совсем недавно президент Байден прочертил красную линию по поводу кибератак. И тут же на День независимости США последовала демонстративная киберагрессия. Будет ли это действие подпороговым, решают сейчас в Вашингтоне. Если будет, последуют новые агрессивные действия.
Будет вмешательство в промежуточные выборы, кибератаки, распространение фейков и конспирологических теорий в американских соцсетях. Кремль будет сеять раздрай где только можно, вплоть до организации массовых беспорядков. Если раньше Кремлю это было можно, то почему теперь нельзя?
––
Три года назад Кремль двигал красные линии в Сирии в районе Дейр–эз–Зор. Инженерные войска навели переправу для прохода техники. На запросы американцев отвечали – "настамнет". В ответ американцы открыли шлюзы выше по течению, и переправу смыло. "Ихтамнеты" установили новые понтоны.
Когда техника переправилась, американцы снова связались с российскими офицерами и снова услышали "этонемы". Когда "этонемы" развернулись в боевые порядки и начали артобстрел американских позиций, включилась ответка. Lockheed AC–130 под прикрытием истребителей начал работать по "ихтамнетам".
Через два часа уже российские военные запросили перемирие. На что получили ответ – "вастамнет". Месседж был воспринят, и Кремль переключился на топтание других красных линий. Примеров не счесть, если знать, где их искать. Недавняя история с французским шампанским – один из таких примеров.
––
Если французы поохают и поахают, получат гибридную войну в зоне своих интересов. Как немцы поохали после отравления одного из российских политиков, но продолжили настаивать на "Потоке–2", как на сугубо коммерческом проекте. А уже этой осенью рискуют оказаться в энергетическом кризисе.
Прямо сейчас Газпром продает газ в Европе из зафрактованных газохранилищ. С коммерческой точки зрения он должен их наполнять к зиме, но вместо этого опустошает. Заявляя при этом о четком следовании принятым обязательствам. А осенью можно будет заявить о необходимости обойти Третий энергопакет.
Подобное хождение по красным линиям привело к тому, что "Северный поток – 1" был выведен из под действия европейской газовой директивы на 20 лет. Так почему бы не повторить модель успеха? Кремль вложил сто миллиардов долларов в "потоки" в обход Украины не для того, чтобы сейчас отступать.
––
Кто–то скажет, что это хождение по граблям. Что в результате Россия только теряет репутацию, деньги и жизни сограждан. Подобные утверждения следуют из неверного понимания слова "Россия". Миллиардеры там богатеют, и количество красной икры в Кремле не уменьшается. В этой России все хорошо.
Кремль занимается своим любимым делом. Тем, что у него получается лучше всего. Ничему другому его обитатели не обучены в Краснознаменном институте и Школах КГБ. А эти мелкие людишки, которые гибнут в Сирии и Украине, так они просто расходный материал, который нужно где–то утилизировать.
А что внутри России? На "ночь длинных ковшей" часть россиян охала и ахала, а часть говорила – "Так им и надо!" Сейчас чуть больше охают и чуть меньше поддерживают зачистку политической и гражданской активности. Больше половины боятся войны и тоже ахают. Но только ахами здесь не поможешь.