У России не вышло создать на Закарпатье второй Крым: она проиграла все, что здесь задумывала, – Москаль. На Закарпатье нет ни антиукраинских, ни антивенгерских настроений, хотя российские спецслужбы пытались разжечь их. Об этом в комментарии "Крым. Реалии" заявил глава Закарпатской ОГА Геннадий Москаль.
В Берегово – 50% венгров, а 50% люди других национальностей
"Ни антиукраинских, ни антивенгерских настроений на Закарпатье нет. Это ФСБ России пыталось сделать так, чтобы они появились. Вот скажите, как одновременно почти все крупнейшие телеканалы послали съемочные группы в Закарпатье, чтобы те показывали, что там никто якобы не знает украинского языка. Что, мол, в Берегово не могут заказать себе даже кофе. В Берегово – 50% венгров, а 50% люди других национальностей. Как там может быть, что никто не говорит на украинском?! И если украинское законодательство позволяет венграм вывешивать национальную символику Венгрии, говорить на венгерском и учиться на родном языке, петь свои песни, то почему им этого не делать? У нас есть два прямых договора с Венгрией, ратифицированные парламентом, мы позволяем двуязычные названия, учиться на своем языке и ставить памятники. Венгры за свои деньги ставят памятники", – рассказал он.
"Если мы хотим идти в Европу и НАТО, то мы должны исповедовать те ценности, а защита национальных меньшинств для Европы – это святое. Титульные нации – в Украине украинцы, в Венгрии – венгры, в Польше – поляки, – обязаны гарантировать права национальных меньшинств. Ну кто с меня может снять вышиванку в Будапеште? Я хотел бы такой флешмоб сделать, чтобы в вышиванках с украинскими флагами пройтись по Будапешту. Никто вас там не тронет, разве что с интересом будет рассматривать. Госпожа Хортяни, которая возглавляет союз украинцев Венгрии, по квоте является украинским депутатом венгерского парламента, и на ее рабочем месте висит желто-голубой флаг. И она в вышиванке ходит на работу. Ей там никто не запрещает этого делать. Вдумайтесь, венгры в Украине составляют 0,04% от всего населения, и они компактно проживают только на Закарпатье. Они что, "делают погоду"? Поэтому, еще раз говорю, это спровоцированный интерес и надуманная проблема", – акцентировал Москаль.
"Это ФСБ России "подогревает" эту тему, но у них ничего не получается
Так называемый "вопрос русинов" ‒ посмотрите, где он? После того, как тот, кому инструкции давал Сурков, сбежал в Москву ‒ всё затихло.
Я, конечно, лишь на короткое время возглавлял контрразведку, но я знаю точно ‒ методы всех спецслужб одинаковы. Все зависит от качества аналитики. Сначала они хотели опираться на русинов, а когда не получилось, взялись за венгров. Здесь надо просто комплексно всем работать: и дороги строить, и дамбы, и разведка с контрразведкой пусть смотрят, и связи с регионами и соседними странами укреплять. Но, что бы здесь не было ‒ здесь второго Крыма не будет. Все, что Россия здесь задумывала, ‒ она все проиграла. Закарпатье – многоэтничный регион, здесь много всего намешано. Люди на самом деле, хотят покоя, а не войны", - резюмировал он.
Напомним, отношения Венгрии и Украины усложнились на фоне языкового вопроса. Так, 5 сентября Верховная Рада приняла закон об образовании, который начинает реформу образования в Украине. Документ, вступивший в силу 28 сентября 2017 года, среди прочего, определяет, что языком образовательного процесса в учебных заведениях является государственный язык.
Впоследствии в МИД Румынии выразили обеспокоенность принятым ВРУ законом об образовании, а Венгрия заявила, что прекращает поддержку Украины на международной арене.Глава Министерства человеческих ресурсов Венгрии Золтан Балог обратился с официальным письмом к министру образования и науки Украины Лилии Гриневич и попросил о личной встрече, чтобы обсудить новый закон об образовании. Позже парламент Венгрии единогласно принял резолюцию с осуждением украинского закона об образовании, указав на нарушения прав венгров в Закарпатье. Министерство иностранных дел Венгрии заявило 26 сентября о намерении страны блокировать сближение Украины и ЕС из-за закона об образовании. Совфед и Госдума России также выступили против украинского закона об образовании.