Не секрет, что некоторые российские политики считают независимую Украину «историческим недоразумением», желая возродить империю с центром в Москве. Формальным оправданием такой их позиции являются теории некоторых российских историков о том, что украинцы, русские и белорусы – это один славянский народ, который в средние века разделили литовцы и поляки, завоевав территорию Руси-Украины. В результате навязывания польского языка, мол, изменился язык русов-украинцев.
Совершенно отрицать существование украинского народа не позволяли себе даже историки СССР, но эта теория была наработана задолго до революции 1917 года. Воистину, все новое – это хорошо забытое старое. Источник
Независимость Украины была провозглашена в соответствии с международными конвенциями ООН, которые гарантируют право каждого народа на политическое самоопределение, то есть создание своего национального государства.
Ликвидировать украинское государство теперь можно только одним способом: утверждать, что никаких украинцев как отдельного славянского народа никогда не было, нет и быть не может.
Хотя еще советские ученые, например, академик А. Шахматов, доказали, что украинский язык – это самостоятельный язык, который развивался естесственным путем в народной среде. Несколько тысяч народных песен, сказок также свидетельствуют об этом.
Существует огромное количество исследований и научных статей , которые доказывают, что в Киевской Руси разговорным и литературным языком был именно староукраинский язык.
В 19 веке были проведены этнографические исследования, в результате которых ученым стало ясно, что народная культура украинцев и вообще славян сильно отличается от культуры русских.
Теперь уже известно, почему, ведь основу российского народа составляют фино-угорские и тюркские племена. Эту тему поднимали еще в 19 веке некоторые российские исследователи ( Трубецкой Н. С. «Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока»), в начале 20 века – запрещенные в СССР украинские ученые Наталия Полонская-Василенко, Федор Вовк, а в наше время – Владимир Белинский, получивший за научно-популярную книгу «Страна Моксель» госпремию имени И. Франко.
Об этом нынче и в самой России осторожно говорят историки , и даже сняли фильм « Мордва Подмосковья ».
Предлагаю читателям сравнить культуру сербов, украинцев и русских…
Славянский народ сербов считается родственным с племенами сиверян, проживающих на территории Черниговской, Сумской областей Украины и Брянской, Курской областях РФ (Брянщину Великое княжество Московское завоевало относительно недавно в войне с Великим княжеством Литовским и Руським 1500-1503 годов, а Курщину – в 1508 году).
В современном сербском языке сохранилось множество древних славянских слов, которые у нас в Украине уже давно не употребляются. Это, например, такие слова как: рамэно – плечо, бисэр – жемчуг, галэб – чайка, брз – быстрый, шэва – жаворонок, брод – корабль.
Таким образом, мы можем не сомневаться в том, что если слова сербского и украинского языка совпадают, то это исконно наши, киево-русЬкие слова, а не результат ополячивания русинов-украинцев. Потому как сербы никогда не были под властью поляков, а расселение славян на юго-запад Европы с территории нынешней Украины произошло еще в 6-7 веке.
Вот кое-что для сравнения:
Русский язык |
Сербский язык (транскрипция) |
Украинский язык (транскрипция) |
Грубый, жестокий |
бруталан |
брутальный |
Вес |
вага |
вага |
Костер |
ватра |
ватра, вогныщэ |
Челюсть |
вилица |
вылыця |
Ива |
врба |
вэрба |
Источник |
врэло |
джэрэло |
Ворон |
гавран |
гайворон, крук |
Хозяин |
газда, господар |
газда, господар, хазяйин |
Лозунг |
гэсло |
гасло |
Навоз |
гной |
гний |
Толстый |
дэбэо |
дэбэлый, товстый |
Ладонь |
длан |
долоня |
Эпоха |
доба |
доба |
Пахать |
орати |
ораты |
Разрешать |
дозволявати |
дозволяты |
Внизу |
долэ |
доли |
Лягушка |
жаба |
жаба |
Пшеница, рожь |
жыто |
жыто |
Шляпа, шапка |
капа |
капэлюх |
Кузнец |
ковач |
коваль |
Цвет |
колор |
колир |
Деревня |
сэло |
сэло |
Защищать |
бранити |
бороныты, захыщаты |
Чтобы сравнить звучание языков, предлагаю послушать песню популярного на Балканах современного певца (к сожалению, уже умершего) Тоше Проески «Boze, brani je od zla» (в русской транскрипции «Божэ, брани йе од зла»), что значит «Боже, защищай её от зла». Эта песня, кстати, набрала более 10 млн. просмотров на Youtube.
В деревнях Сербии , Хорватии – такие же побеленные дома, как и в Украине (фино-угорские народы никогда не белили мелом свои избы). Вот на этом видео можно увидеть славянское село на Балканах.
Сербские народные традиции и верования очень близки к украинским и общеславянским. Например, особенно были почитаемы священные дуб – дерево бога Перуна и липа – дерево некой славянской богини. А в Центральной России липа вовсе не считалась священным деревом, с нее безжалостно обдирали кору-лыко и плели из нее летнюю обувь – лапти и корзины-лукошки.
Русские – это единственный «славянский» народ, который такое делал с липой. Например, украинцы в 17-18 веке носили кожаные туфли-постолы (образцы можно увидеть тут), а более бедные ходили босиком. Да, в граничащих с Россией областях в 19 веке украинцы тоже начали носить лапти из липового лыка, однако же очевидно, что это было заимствованием и следствием забывания языческого почитания липы. Корзины украинцы плели из верболоза либо соломы.
У сербов, как и у украинцев, есть обычай обливать незамужних девушек водой в понедельник после Пасхи. Сербские парни для этого собираются в группы и ходят по домам, подобно украинским «волочебникам». Эти обычаи, как и многие другие, отсутствуют у русских фино-угорского происхождения.
Свадебные традиции сербов схожи с украинскими: вот здесь можно посмотреть замечательный обряд выкупа невесты. Интересно, что у сербов, если друзья жениха «украдут» невесту, пока жених торгуется с её родственниками у ворот, то жених уже не будет платить выкупа. Друзей жениха и братьев невесты там, как и в Украине, перевязывают рушниками, а гостей украшают цветочными букетами. Вот на этом видео можно посмотреть, как современные сербы танцуют на свадьбе традиционный славянский свадебный хоровод.
Среди них, как и среди «чернобровых» украинцев, много брюнетов.
Да и животным-тотемом сербов ученые считают волка. Коза и волк являлись также тотемами племен черниговского и волынского Полесья. В то время как тотемом русских и венгров был медведь.
Волк – это еще и общеславянский символ воина и охотника, а коза – символ достатка земледельцев и скотоводов. И кстати, поскольку на сербском языке «вук» – это волк, а древнесербское слово «райя» – земледельцы (Сима Чиркович, «История сербов»), то возможно, слово «оукраина» значило «земля земледельцев из племени волка» либо «земля людей двух племен: волков и земледельцев». (В ходе развития славянских языков буквы у, в, о являются взаимозаменяемыми и обозначают один звук, ранее звучавший как дифтонг оу, уо, уе.)
Впрочем, до начала 20 века слово «раяты» в украинском языке значило «советовать» (в рассказах Владимира Винниченко). В 16 веке избранные выборами чиновники, управлявшие городами, назывались у нас в Великом княжестве Литовском и Руськом по-народному «райцами». Тогда «украина» – это «земля совета волков», то есть совета воинов? Сразу вспоминаются традиции веча, зафиксированные еще среди племен антов 4 века, выборность козацких гетьманов. Есть о чем поразмыслить филологам с историками. И если одна из этих версий когда-либо подтвердится, прошу не забыть, что я – её автор.
P.S.: Обращаюсь к владельцам туристических фирм: если вы хотите внести свой вклад в дело воспитания в украинцах уважения к своей культуре и понимания своего места в мире, организовывайте больше туров именно в славянские страны Центральной Европы.
Хорошо было бы включать в программу посещение местного краеведческого либо этнографического музея, фестиваля народных традиций.
P.S.2: Эту статью я предлагала различным изданиям, но они не захотели её публиковать. А я считаю эту тему стратегически важной для развития Украины. Больше ждать милости от редакторов не могу, "торговая война" российской таможни не позволяет.