Вооруженная агрессия России против Украины, которая началась 27 февраля 2014 года силовым захватом помещения Верховной Рады Автономной Республики Крым, сопровождалась оккупацией полуострова российскими вооруженными регулярными и нерегулярными формированиями.
16 марта 2014-го в условиях военной оккупации там состоялся нелегитимный псевдореферендум о вхождении Крымской автономии в состав Российской Федерации. 17 марта Верховная Рада АКР, распущена постановлением ВР Украины, провозгласившей Крым независимым государством, а 18 марта самозваные его представители подписали с президентом РФ Владимиром Путиным договор о включении его в состав России. Иначе говоря, произошла незаконная и поспешная сделка призвана создать видимость правомерности силового отторжения Россией части территории Украины.
Происхождение (факторы) российской агрессии против Украины
Непосредственными факторами, которые спровоцировали вооруженную агрессию России и аннексию ею части территории Украины, были слабость национального сектора безопасности и слишком толерантное отношение ведущих западных государств к реваншистской неоимпериалистической политике России на постсоветском пространстве.
Преступное и длительное недофинансирование украинских Вооруженных сил во времена президентства Леонида Кучмы и Виктора Ющенко закончилось разрушением всего сектора национальной безопасности при режиме Януковича. Действия руководимой им команды, которая не только грабила страну, а и уничтожала её обороноспособность, следует рассматривать как государственную измену.
Деградация армии и флота, внешней разведки и контрразведки, Службы безопасности, Совета национальной безопасности и обороны происходила не без участия спецслужб и агентов влияния России, которые были широко инфильтрированы в структуры государственного управления всех уровней и действовали беспрепятственно и безнаказанно.
Начиная спланированную агрессию против Украины, руководство России прекрасно знало о неудовлетворительном состоянии украинских Вооруженных сил и других компонентов национальной безопасности. Однако агрессия России против Украины стала следствием полной беспомощности западных демократий в противодействии экспансионистской политике России (РФ), что наиболее ярко проявилось во время её агрессии против Грузии.
Безнаказанность России за преступные действия в августе 2008 года породила новое преступление – российскую агрессию против Украины в марте 2014-го. Российского вторжения ни в Грузию, ни в Украину не произошло бы, если бы оба государства были членами НАТО или по крайней мере имели План действий для членства в Альянсе (ПДЧ). Казалось, что они должны были получить его в апреле 2008 года на Бухарестском саммите НАТО.
Негативное влияние лидеров ряда европейских стран на решение о вступлении Грузии и Украины в НАТО
Однако в результате позиции канцлера Германии Ангелы Меркель, президента Франции Франсуа Миттерана и премьер-министра Исландии Ґейра Хорде этого не произошло. Для блокировки курса Украины и Грузии на членство в НАТО Россия мобилизовала весь арсенал своей дипломатии и спецслужб и достигла успеха.
Выступая 29 января 2009-го в Москве на расширенном заседании сотрудников Федеральной службы безопасности, президент РФ Дмитрий Медведев сказал: «В ряде соседних государств сохраняется нестабильная социально-политическая обстановка, не прекращались попытки расширения НАТО, в том числе и за счет так называемого ускоренного вступления в Альянс Грузии и Украины. Все это, вполне понятно, требовало четкой и согласованной работы всех специальных силовых структур, правоохранительных органов и весьма высокого уровня координации их деятельности. Должен сразу сказать, что Федеральная служба безопасности в целом успешно выполнила поставленные перед ней задачи».
Глубинная причина как безответственности украинской власти в обеспечении безопасности страны, так и беспомощности Мероприятия в противодействие российской экспансии кроется в игнорировании движущих мотивов украинской политики РФ, а затем в неспособности адекватно оценить её геополитические цели и обусловленную ими стратегию относительно Украины.
Определенное время в прошлом она была мощным духовным, культурным и ресурсным донором и вместе с тем двигателем трансформации Московского царства в империю.
В истории России Украина сыграла особую роль, поэтому её независимое существование является вызовом российскому имперскому сознанию и психологически травмирует современных российских имперо-шовинистов. Определенное время в прошлом она была мощным духовным, культурным и ресурсным донором и вместе с тем двигателем трансформации Московского царства в империю.
После присоединения её территории Московское царство расширило свои границы к границам Восточной Европы, а впоследствии провозгласило себя империей, адаптировало для себя название украинского древнего государства – Русь – и присвоило всю историю Украины-Руси перед монголо-татарским нашествием.
Возрождение независимой государственности Украины неизбежно связано с восстановлением её национальной памяти и отдельной национальной истории, что делает историю России урезанной, разрушает миф о тысячелетней государственности и исконной принадлежности последнего к европейскому цивилизационному пространству.
Российские имперо-шовинисты понимают, что без Украины (с её территорией, ресурсами и человеческим потенциалом) любые попытки России восстановить свой имперский статус являются бесперспективными.
Как следствие – местная политическая элита и большинство граждан считают, что:
- Украина является частью России и не должна существовать отдельно от нее;
- Украина виновата в дезинтеграции советской империи и вызванных этим недочетах России;
- русские и украинцы являются одним народом, их воссоединение в одном государстве должно завершиться формированием мощного сверхэтноса и образованием «Русского мира» с одной церковью, одним языком и одной культурой;
- независимая государственность Украины является геополитической аномалией и представляет стратегическую угрозу для России;
- Россия без Украины является геополитически незавершенной и не может возродиться как мировая сверхдержава.
Укоренившиеся в российской ментальности антиукраинские идеологемы и реваншистские стремления определяют содержание украинской внешней политики России, окончательная стратегическая цель которой предусматривает тотальное уничтожение Украины как геополитической реальности, национальной единицы и субъекта международного права.
Соответственно за фасадом отношений, присущих цивилизованным отношениям между суверенными государствами, Россия осуществляет в отношении Украины спецоперацию, в которой доминируют три ключевых императивы:
- противодействие интеграционной политике Украины в западном направлении, поскольку её членство в НАТО и ЕС делают саму идею возрождение российской (под маской евроазиатской) неоимперии несбыточной;
- искоренение всего украинского в пределах и за пределами России, поскольку только уничтожение украинской идентичности может стать предпосылкой создания и залогом существования такой империи;
- постоянное поддержание в Украине состояния управляемого хаоса и провоцирование сепаратистских движений, направленных на ослабление государственных институтов, расчленение страны и разрушение её государственности.
Реализация этих императивов происходит в тесном сотрудничестве российской дипломатии и спецслужб с использованием советских традиций. Главными методами в их арсенале есть подрывная деятельность агентуры и агентов влияния, дезинформация и шантаж, угрозы и давление, подкуп и привлечение к спецоперациям криминальных элементов.
Важным фактором, влияющим на содержание, методы и способы осуществления украинской политики Россией, является личность Владимира Путина, который имеет чекистское прошлое, претендует на роль пожизненного «национального лидера» и демонстрирует параноидальную ненависть и пренебрежение к украинцам и Украине.
Не случайно с его избранием в 2000-м году на пост президента украинская политика России стала более жестокой и коварной, масштабнее и системнее. Кроме противодействия курсу Украины на европейскую и евроатлантическую интеграцию, Россия стала на путь расширения гуманитарной агрессии, осуществляемой с помощью агентуры и пятой колонны в информационной, языковой, культурной, исторической и конфессиональной сферах. Таким образом Россия стремится разрушить идентичность украинцев, которая является системообразующим компонентом Украинского национального государства, и обеспечить «окончательное решение украинского вопроса» в контексте традиционных российских имперских устремлений.
Контролируемая Кремлем украинская власть, главой которой стал Виктор Янукович, продлила срок пребывания Черноморского флота России в Крыму, отказалась от курса на европейскую и евроатлантическую интеграцию и выступала соучастником российской гуманитарной агрессии против Украины.
Цель российской агрессии
Крах режима Януковича и устранение его от власти означали, что новая украинская власть возобновит курс на европейскую и евроатлантическую интеграцию, будет противодействовать российской гуманитарной экспансии, направленной на разрушение государственности Украины и уничтожение её национальной идентичности, и принимать меры для восстановления правопорядка, укрепления демократических государственных институтов и сохранение единства страны.
Почувствовав потерю контроля над Украиной, Путин прибег к вооруженной агрессии, следствием которой стало отторжение Крыма от Украины. Это была месть украинцам за Майдан и одновременно масштабная спецоперация, направленная на усмирение Украины раз и навсегда.
Агрессивная акция России в Крыму критически усугубляет конфликтную составляющей украинско-российских отношений и имеет более далеко идущую цель, чем лишение Украины части её территории. Подтверждением этого является попытка российской дипломатии предложить разрушительный для государственности и единства Украины план урегулирования украинско-российского конфликта и привлечь для его реализации западные государства.
Еще 5 марта 2014 года министр иностранных дел РФ Сергей Лавров во время переговоров с государственным секретарем США Джоном Керри выложил его основные элементы, а именно:
- подписания Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС;
- отказ от вступления в НАТО;
- перенос даты президентских выборов с 25 мая 2014 года на более поздний срок;
- разработка новой Конституции;
- федерализация Украины;
- предоставление русскому языку статуса второго государственного;
В более развернутом и несколько модифицированном виде план Лаврова была изложена в заявлении МИД России о Группе поддержки для Украины, опубликованной 17 декабря 2013-го. По своему содержанию и направленности это план не урегулирования, а углубления конфликта, поскольку он лишает Украину права на участие в евроатлантической системе безопасности, оставляет его один на один с Россией и создает основания для её вмешательства во внутренние украинские дела.
План Лаврова – программа международной изоляции Украины, фрагментации и раскола, русификации и уничтожения идентичности украинской нации, а следовательно, и ликвидации её государственности. Эта программа предусматривает отсрочку президентских выборов – очевидно, Кремль еще не нашел подобной Януковича марионетки, которой можно поручить её реализацию.
Хочется верить, что этот план будет отвергнут как украинской властью, так и западными демократиями
Следует понимать, что силовое отторжение Крыма от Украины не удовлетворит аппетиты России, а поощрит кремлевского диктатора на дальнейшие экспансионистские акции, направленные не только на фрагментацию Украины и разрушение её государственности, но и против других стран.
Свидетельством этого является концентрация российских войск на восточных границах Украины и митинги под сепаратистскими лозунгами, которые стремятся организовать в областных центрах отдельных восточных регионов российские спецслужбы с помощью завезенных туда из России политических провокаторов.
Владимир Путин, выступая в Кремле 18 марта 2014 года, заявил, что в составе Украины есть «значительные территории Юга России». Следовательно, можно предположить, что вскоре РФ сделает попытку отторгнуть и их.
Не исключено также, что в определенное время российская агентура может быть задействована для создания хаоса и предъявления неправомерных требований в европейских странах, на территории которых присутствуют русские или русскоязычные «соотечественники», под предлогом защиты их прав.
Способы противодействия агрессии
В этой ситуации украинская власть должна проявить решительность в нейтрализации и наказании виновных в посягательстве на территориальную целостность Украины и раздувании сепаратизма.
В то же время и.о. президента Украины Александр Турчинов обязан публично объявить приказ Вооруженным силам Украины применить оружие в случае любых попыток расширения агрессии России за пределы Крымского полуострова.
Как государство, подвергшееся вооруженному нападению, Украина имеет право на индивидуальную и коллективную самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН. Это означает, что против России как государства-агрессора могут и должны быть применены индивидуальные и коллективные санкции военного, политического, дипломатического и экономического характера.
Первичную роль в противодействии российской агрессии должна играть сама Украина
Только тогда можно надеяться на помощь других государств и международных организаций. К сожалению, учитывая отсутствие решимости и политической воли у нового руководства Украины и коварство действий России, силовые структуры Украины не смогли быстро нейтрализовать марионеточных лидеров крымских сепаратистов и подавить агрессию России в зародыше.
Публичное заявление Турчинова о совершении Россией акта агрессии и объявления мобилизации прозвучали почти через три дня после того, как 27 февраля 2014 года российские военные без опознавательных знаков захватили помещение крымского парламента, в котором были приняты незаконные решения об отделении Крыма от Украины.
Шевченковский суд города Киева удовлетворил ходатайство Главного следственного управления СБУ о задержании незаконно назначенного премьер-министра крымской автономии Сергея Аксенова и спикера Верховной Рады АРК Владимира Константинова. Это произошло 5 марта 2014 года, то есть уже тогда, когда они находились под охраной российских оккупационных сил.
Очевидно, что в случае своевременного задержания лидеров сепаратистов, активных действий Службы безопасности и быстрого развертывания подразделений Вооруженных сил Украины в Крыму в начале российской агрессии Владимир Путин не решился бы на её продолжение.
От времени восстановления государственности, Украина стремилась развивать с Россией добрососедские отношения и рассматривала её как стратегического партнера, а не потенциального противника. Заранее спланированная вооруженная агрессия, которая является лишь элементом масштабной спецоперации, направленной на уничтожение Украины, оказалась моментом истины и поставила на повестку дня необходимость принципиальной переоценки постулатов и приоритетов Стратегии национальной безопасности и Военной доктрины Украины.
Эти документы должны зафиксировать, что Россия является реальным, а не потенциальным врагом Украины, который под прикрытием лозунгов о развитии дружбы с братским народом готов развязать против него братоубийственную войну. Согласно этого украинская власть должна предпринять ряд решительных мер, направленных на системное возрождение всего сектора национальной безопасности и его должное и постоянное финансирование.
Для укрепления и реформирования отдельных элементов сектора безопасности в соответствии с современными требованиями необходимо договориться о предоставлении Украине консультативной, технической и материальной помощи государствами, которые являются гарантами её безопасности в соответствии с Будапештским меморандумом, а также НАТО и ЕС.
Западные государства, если они заботятся о собственной безопасности, должны стать плечом к плечу с Украиной в её противодействии захватчику. Российская агрессия нарушает мировой правопорядок, угрожает глобальной безопасности и подрывает режим нераспространения ядерного оружия, а следовательно, создает угрозу каждому члену международного сообщества, в частности и особенно западным демократиям.
Безопасность Мероприятия не может быть достигнута путем умиротворения агрессора и удовлетворения его противоправных капризов за счет легитимных интересов Украины.
Безопасность Мероприятия не может быть достигнута путем умиротворения агрессора и удовлетворения его противоправных капризов за счет легитимных интересов Украины. Для гарантирования своей безопасности и защиты своих жизненно важных интересов Запад не должен допустить возникновения на геополитическом пространстве бывшего СССР русской неоимперии, которая по определению будет агрессивным тоталитарным образованием, враждебно настроенным к европейским цивилизационным ценностям, принципам демократии и соблюдения фундаментальных прав и основополагающих свобод человека.
Мощным предохранителем развития ситуации по такому сценарию должно стать расширение диапазона и интенсивности политических, дипломатических и экономических санкций, которые США и их союзники уже начали применять против России как государства-агрессора.
Радикальным средством утоления экспансионистской политики России и обеспечения безопасности как Запада, так и Украины, должно стать наше полноправное членство в Европейском Союзе и НАТО. Подписание Соглашения об ассоциации с ЕС, которое состоялось 21 марта 2014 года, и следующее добросовестное выполнение Украиной создавать необходимые предпосылки для её членства в Евросоюзе и получения Плана действий для членства в Альянсе в обозримом будущем.
Правовые последствия российской агрессии в Крыму
Силовое отторжение Крыма не лишает Украину правового титула на Крымский полуостров, который юридически является частью её территории. Тем более что и Украина, и международное сообщество квалифицировали крымский референдум как нелегитимный и не признали его результатов.
С точки зрения права результаты нелегитимного референдума, как и акты, которыми оформлена аннексия Крыма, являются юридически ничтожными. В практическом плане это означает, что Украинское государство имеет все основания требовать восстановления своего территориального суверенитета в отношении Крыма и в будущем принять меры для реализации такого требования.
Согласно Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН №3314 (XXIX) «Об определении агрессии» от 14 декабря 1974 года и ст.5 Устава Международного уголовного суда, акт вооруженной агрессии России против Украины является тяжким международным преступлением. Такое преступление не имеет срока давности и влечет за собой международную ответственность всех лиц, которые принадлежат к её высшему политическому и военному руководству и причастны к подготовке, планированию, развязыванию и ведению агрессивной войны против Украины.
Украина как государство, потерпевшее от агрессии, имеет право потребовать от России прекращения этой агрессии, вывода оккупационных сил со своей территории и возмещения нанесенного ущерба, а также привлечения к ответственности президента РФ Владимира Путина, министра обороны РФ Сергея Шойгу, министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова и других военных преступников.
Соучастниками совершенного Россией преступления следует рассматривать и крымских марионеток, которые организовали нелегитимный референдум для легализации силового отторжения Крыма от Украины.
Сегодня такая постановка вопроса кажется нереалистичной. Но следует помнить, что в свое время приспешники Гитлера, которые безнаказанно совершали преступления против европейских государств, в конце концов оказались на скамье подсудимых. Гитлер избежал такой участи, покончив жизнь самоубийством. Итак, у Владимира Путина есть выбор.
Владимир Василенко, Тиждень