Конечно, сейчас давать какие-либо уверенные прогнозы по развитию ситуации в Крыму было бы весьма самонадеянно. Янукович, появившийся как Мориарти в известном сериале, со своим «указом» и «Центральной радой», захват местного парламента вооруженными людьми, все это пока что похоже на какой-то фарс.
Сейчас дело выглядит так, будто кто-то пытается навязать какой-то торг, а не устроить войнушку, ведь местный парламент принял решение провести референдум о «совершенствовании статуса автономии» 16 мартя (изначально 25 мая 2014), а не о немедленном отделении.
Однако, как бы там ни было, кто бы конкретно ни стоял за этими событиями, и какие бы «сценарии» ни пытались сейчас реализовать, в любом случае, одним из игроков – вольно или невольно – будет некто Путин.
Не важно, сам ли он это все организовал, или просто плыл по течению, он в любом случае будет втянут в события. Поэтому для нас важно понимать, что лежит в самой основе его действий. Не буду рассуждать о перспективах вооруженного конфликта, украинской Осетии и т.п., все это – лишь средства.
Целью же Путина, как и любого другого государства (в России, похоже, оно свелось к одному человеку) является сохранение власти, то есть, возможности приказывать другим людям и распоряжаться их собственностью.
На самом деле это очень непростая задача. Наивные люди полагают, что «сила дает право» и у кого пушка, тот и правит. Может быть и правит, но недолго. Для того, чтобы государство имело власть над людьми, эти люди должны не только и не столько бояться его, но, прежде всего, верить в его полезность. Именно эта вера и называется легитимностью.
Между обществом и государством идет постоянная игра, которая на языке государствоведов называется «поиском согласия». Государство постоянно тестирует общество на согласие нового регулирования общественной жизни, и, в зависимости от реакции, либо вводит его, либо нет. Все это невозможно без неких мифов и легенд, объясняющих, зачем это все нужно.
Иногда такие мифы и легенды выглядят как настоящая фантастика, как, например, те, что объясняют запреты сырого молока и домашнего лимонада в США, но, коль скоро такие запреты есть, существует достаточное количество людей, готовых в них поверить.
В целом, чем меньше государство лезет в жизнь граждан, тем у него проще с легитимностью и изобретением мифов и легенд. Напротив, чем больше вы вмешиваетесь, тем сложнее становятся конструкции, которые вам приходится выдумывать. Вспомним, что тоталитаризм, в котором граждане фактически прямо принадлежат государству, вынужден не только периодически их отстреливать, но и изобретать целые тома мифологии, сопровождая её множеством ритуалов и обрядов.
Все это относится и к Путину, который буквально с первых дней своей власти очень сильно озаботился «поиском согласия». Напомню, что Путин начал активно «работать» с интернетом еще в те времена, когда у нас многие политики и слова такого не слыхали. Он прекрасно понял его пропагандистские возможности. Все эти годы формировался и видоизменялся миф, который позволял Путину удержать власть.
Почему Путин так поступает с Крымом и Украиной. Мифы Путина и государственная мифология России
Так вот, прогнозируя Путина, мы должны понимать, что его действия задаются содержанием существующей в России государственной мифологии. Путин действует, прежде всего, в расчете на внутреннее, российское потребление. В этом смысле интерес Путина состоит не в решении украинского или крымского «вопросов», а в том, чтобы такие «вопросы» существовали как можно дольше. Интерес Путина в дестабилизации, а не в аннексии.
Путинская мифология предполагает, что все, кто отделился от России, так или иначе пострадали от этого, что все это дело рук Америки и прочих врагов. Поэтому на границах России имеют право на жизнь только «братские» режимы вроде Лукашенко, во всех остальных случаях Россия всегда будет поддерживать внутренние конфликты и дестабилизацию.
И теперь настало время сказать о логике развития самой государственной мифологии
Как мы уже говорили, чем больше вы хотите власти, тем все более замысловатой и фантастической будет становиться ваша мифология. Россия сегодня – это страна победившего Пелевина (одна только георгиевская ленточка чего стоит), но вся фантасмагоричность абсурда имеет и обратную сторону – чем она выше, тем выше риски того, что однажды легенда рухнет самым неожиданным образом.
Я не устаю напоминать историю СССР, впавшего в идеологический маразм. СССР закончился тогда, когда рухнула его мифология, а произошло это по историческим меркам прямо таки стремительно и молниеносно. Что-то подобное ждет и Россию. В нашей истории это означает, что мирная и процветающая Украина просто недопустима для путинского режима. А это значит, что нужно постараться как можно быстрее перейти в это состояние.
Владимир Золотарев, Галицькі контракти