Газовые отношения Украины и России ежедневно ухудшаются. Существенное давление на украинский энергетический вопрос осуществляет не так шаткая политическая ситуация, как рост долгов за газ перед Россией. Не добавляет оптимизма и шаткий курс национальной валюты гривны, что будет углублять рост задолженности за газ со стороны населения и теплокоммунэнерго.
Следствием этого будет формирование долга Украины перед Россией на конец отопительного сезона на уровне 5 миллиардов американских долларов за потребленный газ.
Не меньшее влияние имеет и заторможенный переговорный процесс по оговоренному дальнейшему энергетическому сотрудничеству Киева и Москвы – строительстве завода по производству ядерного топлива, строительстве двух ядерных блоков Хмельницкой АЭС, перспективах использования ГТС Украины и увеличение транзита газа в ЕС.
Ведь соглашение Украины и России от 17 декабря 2013 года о снижении цены на газ до 268,5 долларов за 1000 кубических метров должно было стать лишь началом более масштабных переговоров, которым не суждено пока произойти в связи с политическими событиями вокруг Евромайдана.
И хотя российский президент Владимир Путин уверял, что политика не окажет влияния на цену газа и реализацию проектов, однако правительство России во главе с Дмитрием Медведевым уже фактически рассмотрело возможность приостановления действия соглашения.
Точкой восстановления сотрудничества по газу станет формирование нового правительства Украины
Но даже при таких условиях все будет зависеть от украинско-российской кооперации. И особый акцент в Москве делают на энергетические проекты, которые сейчас находятся в процессе реализации.
Однако, вполне ожидаемую «свинью» для Украины подложили собственные потребители газа теплокоммунэнерго (ТКЭ). В январе предприятия ТКЭ рассчитались лишь на 10% стоимости потребленного топлива.
По прогнозам, в феврале не стоит ожидать оплаты более чем 20%. Суммарно долг уже достиг фантастической отметки в 27 миллиардов гривен, из которых 10 миллиардов гривен – это долги ноября и декабря 2013 года и января 2014 года.
И хотя российская реакция была сдержанной относительно возможного пересмотра газовых договоренностей, повышение цены на газ или введения подписки, но в нем ощущались нотки недовольства. В конце концов, нынешний долг почти в 3,5 миллиарда долларов не может радовать «Газпром».
В то же время, под политическим «дымом» Евромайдана и долговыми проблемами Украины остались незаметными «танцы» Еврокомиссии и «Газпрома» относительно действий третьего энергопакета.
Неожиданно ЕС решил рассмотреть вопрос приведения «Южного потока» к требованиям третьего энергопакета, что в переводе с бюрократического языка означает «зеленый свет» для «Южного потока».
Собственно, реализация «Южного потока» может существенно снизить как рыночную стоимость, так и экономическую эффективность ГТС Украины. Транзит снизится как минимум с нынешних 86 миллиардов до 50-60 миллиардов кубометров, а сама ГТС окажется без необходимых денег на модернизацию.
Москва и Брюссель уже раскуривают «газовую» трубку «Северного Потока»
В Украине, похоже, не заметили, что накануне ЕС уже сделал исключение из третьего енерегопакета для другого российского газопровода «Северный поток» и его продолжения – газопровода OPAL.
И если по OPAL ожесточенные переговоры продолжались более двух лет, то переговоры Еврокомиссии и России относительно будущего «Южного потока» поражали своей скоростью. Формальным основанием для разговора стали якобы письма, которые Еврокомиссия получила от стран ЕС, участвующих в проекте «Южный поток» (Австрия, Болгария, Румыния, Венгрия и другие). И, как результат, Москва и Брюссель уже сидят за одним столом и раскуривают «газовую» трубку мира.
Однако, достоверно известно, что большинство членов ЕС, стран участников «Южного потока», не писали и не планируют писать подобные письма в Еврокомиссию. Итак, похоже на то, что за спиной Украины Еврокомиссия и Россия начала «игру» относительно будущего всей европейской газотранспортной системы (ГТС), в которую входит и украинская ГТС, и российские газопроводы «Северный поток», остальные европейских газопроводов, а также запланированные «Южный поток» и «Трансанатолийский газопровод».
Для Украины в будущем хитрости Еврокомиссии могут обернуться в лучшем случае – снижением роли отечественной газотранспортной системы на карте ЕС, в худшем – ГТС ждёт продажа.
Поэтому и не удивительно, что Россия терпеливо относится к проблеме долгов Украины за газ. Если вспомнить предыдущий опыт 2006 и 2008 года, то причиной прекращения газоснабжения становились и менее значительные задолженности. Сейчас же «Газпром» готов выжидать для того, чтобы склонить на свою сторону ЕС в вопросе поддержки «Южного потока». А Евросоюз с радостью обменяет проблемную газовую Украину на более дешевую цену российского газа и разработку крупных месторождений газа в России.
Хитросплетения финансового и политического кризисов в Украине как никогда способствует и России, и ЕС достичь своих целей. Жаль, что за устройством своей «личной» политической и экономической жизни из делового лексикона Москвы и Брюсселя исчезает слово «Украина».
Юрий Корольчук, Радио Свобода – член Наблюдательного Совета Института энергетических стратегий