Promotion Welcome 100 RU [https://welcome100.npbpromoru.nl/]

Месяц май обещает быть самым плодовитым на митинги и демонстрации. Традиционные маевки, протестные акции оппозиции, шествия ветеранов различных армий, пикеты недовольных и манифестации в поддержку тех или иных сил, в конце концов, гей-парад в столице или шевченковские дни в провинции – любое из этих массовых мероприятий способно вылиться в общественное противостояние, а, значит, под всяческими предлогами может быть запрещено властями.

Но самое любопытное, что отныне любое задержание украинских граждан во время митингов официально является нарушением Европейской конвенции по правам человека, а ссориться Украине с ЕС сейчас крайне неразумно. Несколько недель назад произошло событие, последствия которого еще мало кто по-настоящему оценил. Тот самый Евросуд, огласивший сегодня вердикт по Тимошенко, принял первое решение против Украины по делу о запрете митингов и преследовании их участников.

По его итогам, ЕСПЧ потребовал от нашей страны безотлагательно принять законодательство о мирных собраниях. С этого момента без регулирующих документов решения украинских судов о запрете митингов будут считаться вынесенными без законных оснований. Как следствие, отечественной Фемиде теперь фактически запрещено привлекать к ответственности участников протестов. Очевидно, что на практике еще какое-то время все будет иначе. Но прецедент создан, и теперь решение мэрии о том, что тот или иной митинг в городе не санкционирован, можно на законных основаниях игнорировать.

Революционный прорыв в этом направлении осуществил руководитель львовской правозащитной организации «Стражи закона» Алексей Веренцов. На свой незаконный арест он обратился с жалобой в Страсбургский суд. Дело было осенью 2010 года. Именно тогда перед зданием местной прокуратуры мужчина принял участие в акции протеста, которую правоохранители признали незаконной. Веренцова задержали и приговорили к трем суткам административного ареста. Затем апелляционная инстанция этот приговор подтвердила. Как считает исполнительный директор Украинского Хельсинского союза по правам человека Аркадий Бущенко, господина Веренцова наказали за нарушение правил мирных собраний, которые в нашей стране фактически не урегулированы. В итоге, ЕСПЧ обязал Украину выплатить Веренцову 6 тысяч евро моральной компенсации.

Но самое главное в этой истории: Евросуд призвал украинскую власть в кратчайшие сроки изменить законодательство. А пока его нет, суды вообще не имеют право наказывать демонстрантов. Кроме того, правозащитники говорят, что решение Европейского суда по правам человека означает, что все, кто был осужден за нарушение порядка проведения протестов, аналогично Веренцову, имеют отличные шансы выиграть дела в Страсбурге. Так, участник акции «Демократического Альянса» у президентской резиденции «Межигорье» Максим Панов рассказал «Главному», что будет обязательно подавать иск в ЕСПЧ, оспаривая незаконность своего ареста и соразмерность наказания.

По словам одного из лидеров «ДемАльянса», украинские суды лишили его права на защиту, отказав во всех ходатайствах о приобщении видеоматериалов и допросе свидетелей. Таким образом, по делу Панова в Украине справедливое рассмотрение дела стало невозможным. Как прогнозируют правозащитники, теперь подобных дел будет множество. По крайней мере, до тех пор, пока депутаты не примут, наконец, закон о мирных собраниях. На срочном его включении в повестку дня парламента настаивает и омбудсмен Валерия Лутковская. Она, как никто другой, понимает, что возможное подписание Соглашения об ассоциации с ЕС – отличный повод привести отечественное законодательство к европейским стандартам.

Однако, как верно замечает депутат Харьковского областного совета Иван Варченко, правосудие и справедливость в Украине определяются не столько наличием хорошо написанных законов, сколько реальной практикой их применения. Возможно, не все уже помнят, но в 2004 году Варченко был осужден на 10 суток за организацию социально-политической акции «Последняя рубашка Януковичу».

Как рассказал «Главному» депутат, «бархатный» период для мирных собраний был в 2005-2009 годах, когда тогдашняя оппозиция, а теперь власть, не имела никаких преград для проведения своих мероприятий. Совершенно противоположная ситуация наблюдается с 2010 года, когда запреты массовых протестов, судебные преследования и аресты их организаторов стали обычным явлением. Хотя нормативно-правовая база в 2013 году осталась такой же, как и в 2008-м. «Поэтому иллюзий, что даже идеально выписанный закон при нынешней системе будет защищать право на мирный протест, у меня нет. Я уже молчу о том, насколько долгой может быть дорога к хорошему закону», – говорит И.Варченко.

Проблема заключается в том, что, несмотря на требования статьи 39 Конституции Украины, согласно которой государство должно обеспечивать реализацию прав граждан на проведение мирных собраний, эта обязанность до сих пор не получила отображения в виде специального законодательного акта относительно урегулирования соответствующих вопросов. А потому чиновники всячески пытаются манипулировать демонстрантами. Предлоги для отказа проводить акции протеста могут быть самые разные, вплоть до использования советского законодательства. Недавно в Харькове мы наблюдали, как местная власть полностью парализовала движение в городе, но при этом митинг запретила по причине того, что он, якобы, может мешать работе общественного транспорта.

Какие решения принимают наши суды – объяснять никому не нужно. По всей стране встречный иск по устранению ограничений права на мирные собрания в прошлом году был удовлетворен лишь однажды. В результате мы имеем четкую тенденцию увеличения числа судебных запретов митингов. Если в 2011 году иски об ограничении права на мирные собрания были удовлетворены в 237 случаях, то в 2012 их стало уже 349.

Сейчас в Украине действует норма, согласно которой подавать заявку на митинг надо заблаговременно, что дает судам хорошую лазейку для запретов. Кстати, для Европы 2 дня – это один из самых низких показателей, потому что в ЕС этот срок – в среднем 4-5 суток. Венецианская комиссия в свое время прояснила, что 4 дня считается вполне достаточным временем для уведомления властей о мероприятии. Но карманным отечественным судам хватит и нескольких часов, чтобы запретить любую оппозиционную акцию. Поэтому дело не в том, когда сообщать властям о законных требованиях людей выйти на демонстрацию, а в принятии такого документа, который бы четко защищал наши права на мирные акции протеста. Законопроект, который лежит в парламенте и поддерживается большинством правозащитников, вводит, например, такое понятие как «спонтанные собрания».

Скажем, вы только что узнали о каком-то несправедливом решении и моментально хотите провести пикет. Это довольно типично для европейской практики. Можно будет просто позвонить 102 или факсом отослать заявление в милицию с просьбой обеспечить безопасность – и все. Более того, ст. 16 законопроекта №2450 даже гласит, что отсутствие подачи или несвоевременная подача уведомления не может служить причиной запрета митинга. Вместе с тем, директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик считает, что этот закон надо принимать вместе с другим законопроектом – №10569 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по поводу свободы мирных собраний», а также вносить изменения в Кодекс об административном судопроизводстве. Они должны касаться смягчения ответственности за проведение мирных собраний. Без них применение закона №2450 может привести к жестким санкциям против организаторов и участников митингов.

За образец можно взять, например, опыт Германии. Так, в Берлине получать разрешение на демонстрацию не требуется. Можно за 48 часов уведомить полицию через интернет, заполнив всего один короткий онлайн-формуляр.В нем указываются имя заявителя, его адрес, номер телефона, тема мероприятия, день и предположительное время, место или маршрут проведения, ответственный, ожидаемое число участников и т.п. Примечательно, что на митинг нельзя приходить в маске или использовать другие предметы, скрывающие лицо. Уведомить о спонтанных акциях в Германии, можно даже просто позвонив по единому в ФРГ номеру срочной помощи – 110. Оппозиции сейчас стоило бы подсуетиться в этом направлении, пока парламентское большинство хоть частично внимает требованиям ЕС. Впрочем, насколько на самом деле существенно для нынешней власти мнение Европы, мы узнаем совсем скоро. Сегодня ЕСПЧ признал незаконность ареста Тимошенко, а, стало быть, если Украина хочет подписать Соглашение об ассоциации, Юлю придется в ближайшее время выпустить, а законодательство, в том числе и по мирным собраниям, усовершенствовать. Пока же это не произошло, акция 18 мая «Вставай, Украина!» в Киеве просто обречена стать бессрочной. И теперь никто её не имеет права ни запретить, ни разогнать.

Владимир ЧИСТИЛИН. Главное