Вряд ли это поймут зрадофилы, убежденные, что весь нынешний взрыв антикоррупционной деятельности правоохранителей это имитация бурной деятельности с целью развести народ, но я категорически убеждён: начни Генпрокуратура в 2014 году то, что она делает сейчас – мы жили бы в другой стране по уровню доверия населения к власти и по успешности проводимых реформ (которые зачастую тормозятся именно коррупционными интересами элит). И разочарование и обида людей на власть за падение уровня жизни (которое было объективно и неизбежно), могли бы хоть отчасти компенсироваться удовлетворением такого мощного у украинцев чувства справедливости, которое, собственно, и вывело людей на Майдан.
Самое обидное и противное, что я, не претендующий обычно на роль оракула, все это отчётливо предвидел с самого начала. И помню даже, как горячо излагал это осенью четырнадцатого редким людям из президентской команды, которые имели желание меня слушать. И прилагал к этому список уголовных дел, расследование которых должно было стать первоочередной задачей, по которым предлагал организовать любых масштабов помощь гражданского общества – как для проведения расследования, экспертиз, консультаций, мозговых штурмов с хорошими юристами, так и для освещения этого процесса, информирования общества о предпринимающихся усилиях. "Вот увидите, – говорил тогда я. – Вы все равно прийдете к тому, что это делать необходимо. Тем более, что в ближайшие пару лет успехов в экономике точно не будет, а неизбежное повышение тарифов и не таких реформаторов сливало в канализацию. Но если вы упустите время, то что бы вы потом ни сделали, будет восприниматься обществом с абсолютным недоверием, критиковаться и высмеиваться (и это я ещё не мог представить, что рыговские СМИ будут влиять на общественные настроения мощнейшим образом – К.В.)". Но они (власть) тогда были на пике уверенности и самодовольства. И не посчитали такие перспективы реальными.
Самое обидное, что в итоге, после нескольких лет издевательства над правоохранительной системой Яремой и Шокиным, серьёзную работу все-таки пришлось начать. И масштабы того, что сейчас делает Луценко с Сытником и Аваковым действительно впечатляют. А вот достаточно ли этого, чтобы переломить сложившееся у людей абсолютно скептическое отношение к готовности власти жить по закону и карать его нарушителей, особенно, высокопоставленных, я не знаю. Надеюсь, что да – иначе всё может обернуться совсем уже грустно. И я не о власти тут пекусь.
П.С. Знаю, что здесь непременно зайдёт речь об отсутствии приговоров по наиболее резонансным делам. Люди от темы далёкие вряд ли могут себе представить, что главной проблемой сегодня здесь является даже не уровень работы и отношение к делу правоохранителей и судей, а, элементарно, некомплект судей в киевских судах и огромное, просто гигантское, количество расследованных дел, которые туда переданы на рассмотрение. Причём, по закону обвинение в госизмене экс-президента не имеет никаких преференций перед ДТП или кражей из супермаркета. При нынешних темпах мы получим приговоры, в лучшем случае, лет через пять. И это ещё Горбатюк главные, самые мощные, майдановские кейсы не завершил!
Решить быстро эту проблему в рамках Конституции и закона очень непросто. Тем более, когда идёт реформа судебной системы и её порядок оговорён законом. Но вопросом уже занимаются вплотную многие люди, включая президента и руководителей судебной системы . Думаю, в ближайшие вы услышите, как это произойдёт.
Очень хочется увидеть настоящие результаты. И чуть меньше скепсиса. И чуть больше радости, что и в этом направлении стране что-то удаётся
https://www.facebook.com/karl.volokh/posts/1267006086760966