Promotion Welcome 100 RU [https://welcome100.npbpromoru.nl/]
Коррупция в Минэнерго Украины. Андрея Коболева подозревают в краже в особо крупных размерах

Борьба с коррупцией в нашем государстве опять подозрительно начинает напоминать приснопамятные времена Виктора Януковича, когда чиновники воровали и «боролись» на телекамеры. А потом снова «боролись» и еще яростнее воровали. Потому что сейчас складывается впечатление, что коррупцию и взяточничество в Украине никто и не планирует отменять.

А объявленная в государстве люстрация вместо действенного очищения власти превращается, как и предупреждали некоторые эксперты, на способ борьбы с неудобными людьми. Среди которых иногда попадаются специалисты и профессионалы. Зато взяточникам, особенно высокопоставленным, в этом государстве, похоже, не грозит ничего.

Грязный шлейф с 2009-го …2-го сентября 2014 года «Украина молода» напечатала статью «Как украсть 160 миллионов – и вернуться на должность». В ней – конкретные обвинения в адрес самого главы крупнейшей государственной компании НАК «Нафтогаз Украины». Предполагалось, что в обществе, которое пытается построить правовое государство, она должна была вызвать эффект разорвавшейся бомбы.

Речь шла о коррупционной сделке, которая еще в 2006-2009 годах позволила присвоить огромную сумму государственных средств – аж 160 миллионов долларов! Схема сделки проста. 27 ноября 2006 года Национальная акционерная компания «Нафтогаз Украины» заключила кредитное соглашение с лондонским филиалом банка «Кредит Свисс АГ». НАК одолжил у банка 550 млн. американских долларов – на достаточно приемлемых условиях: ставка LIBOR плюс 3,5% годовых.

Ровно через три года этот кредит, как и другие, практически погашен. После правительственного решения о стабилизации финансового состояния компании «Нафтогаз Украины» долговые обязательства НАК обменяли на гарантированные государством еврооблигации компании на сумму 1,6 млрд. долларов, которые реализовали под 9,5% годовых. Это позволило «Нафтогазу» расплатиться с долгами. Вскоре из общей суммы 550 млн. долларов кредитору фактически вернули 549,7 миллионов, то есть обменяли на ценные бумаги собственной эмиссии. Остался небольшой долг – 0,3 млн. долларов.

Далее процентную ставку по кредитному соглашению почему было увеличено: вместо LIBOR+3,5% стало +9,5%. Но самое интересное, что без изменений остались обязательства оплатить валютный опцион – причем на базе начальной суммы задолженности. То есть не 0,3, а 550 млн. долларов. Хотя финансисты с опытом в один голос заявляют: при таких сделках, когда задействован механизм облигаций с соответствующей процентной ставкой, наличие опциона – это вообще полный нонсенс.

«В соответствии с условиями измененного кредитного соглашения с «Кредит Свисс АГ» в течение 2011 года «Нафтогаз» должен оплатить еще два опционные платежи, ориентировочная сумма которых составляет 155 млн. долларов», – писал в своем письме в адрес Министерства финансов Украины и.о. председателя правления «Нафтогаза». Триколич. Другими словами, долг НАК перед кредитором составляет скромные 0,3 млн. долларов. Но всего оплатить компания имела свыше 160 млн. долларов.

Сделать это было непросто – необходимой суммы в бюджете «Нафтогаза» просто не существовало

О трудностях с уплатой свидетельствует переписка В. Триколича с первым заместителем министра финансов А. Мярковским, которое мы приводили в нашей публикации. Впрочем, как стало известно в последнее время, деньги таки нашли. Чтобы закрыть кредит и чтобы удовлетворить собственные интересы.

Фамилии консультантов сделки – более чем известны в Украине. Первый из них – Юрий Витренко, родной сын скандально известной руководительница Прогрессивной социалистической партии Украины Натальи Витренко. Этой самой, которая длительное время последовательно отстаивала интересы Москвы в нашем государстве. Второй – Андрей Коболев. Да-да, вы не ошиблись – нынешний председатель правления «Нафтогаза Украины»! И главное – недавно Юрия Витренко назначили… главным советником главы «Нафтогаза» Андрея Коболева.

Хорошо воровал? Возглавь министерство!

Казалось бы – все факты налицо! Имеем вполне конкретную финансовую аферу, которой должны дать оценку правоохранительные органы. К тому же афера имеет еще едва уловимый, но все-таки ощутимый неприятный политический душок. Публикуя этот материал, мы ожидали чего угодно – вплоть до обвинений редакции в заангажированности. Но реакция, которую мы получили, оказалась и замысловатой, и банальной одновременно!

В Генеральной прокуратуре оценку фактов решили переложить на МВД и Государственную финансовую инспекцию Украины. О чем и сообщил «УМ» заместитель начальника отдела защиты финансово-экономических интересов государства ГПУ В. Чечерский.

Но и Министерство внутренних дел, которое так пытается стать публичным, также не захотело брать на себя ответственность за расследование вопиющих фактов. И мнений на эту тему мы не увидели ни в известной на всю страну странице в «Фейсбуке», ни в публикациях пресс-службы ведомства о резонансное уголовное дело. Зато из министерства письмо переадресовали в главное управление МВД в городе Киеве. Но и там заниматься сделками в «Нафтогазе» также не было времени. И, как написал нам начальник этого управления А. Суворов, письмо направили… в Шевченковский райотдел. Ведь, по логике людей в милицейских погонах: расследовать финансовые махинации в особо крупных масштабах имеет именно районный следователь. В перерыве между выяснением деталей пьяных драк и краж сигарет в киосках.

Зато больше всего удивил Премьер-министр Украины Арсений Яценюк, который считает своей главной задачей борьбу с коррупцией, но при этом публично заявил: он будет предлагать на должность министра энергетики и угольной промышленности Украины главного фигуранта скандала Андрея Коболева. Что на фоне присвоение крупных сумм государственных средств вызывает очень странные подозрения.

…Хочется верить, что на самом деле все это не так. Описанный здесь «футбол» в исполнении правоохранителей – обычное стечение обстоятельств. Что милиция и Генпрокуратура уже в ближайшее время положит конец хищениям государственных денег. И тогда все мы поймем, что в нашей стране с коррупцией, которая препятствует нашему развитию, борятся не ради показухи.

И мы готовы поверить в это, если факты, изложенные в наших материалах, заинтересуют таких принципиальных и бескомпромиссных украинских правоохранителей.

Олег Ганський, УМ