ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ УКРАИНСКОГО ВЯЗАНИЯ В ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОМ КОНТЕКСТЕ (С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО СЕРЕДИНЫ XIII В. Н. Е.)
История вязания насчитывает несколько сотен лет и является самобытным явлением декоративно-прикладного и народного искусства Украины. Древнейшие плетеные достопримечательности как украинские, так и европейские трудно датировать, поскольку их анализ ведется на базе археологических находок, архивных и исторических материалов.
Трикотажное производство является достаточно новой областью сравнению с ткацкой, история которой уходит тысячелетий. Поэтому исторические и культурологические аспекты этой проблемы еще недостаточно изучены, особенно украинской наукой и искусствоведением.
Историю европейского трикотажа зарубежные авторы начинают основательно прорабатывать со второй половины XVIII века. [1, 11], история же украинского вязания привлекает внимание отечественных ученых лишь во второй половине ХХ ст. В основном это издания, которые освещают технологические проблемы современной трикотажной промышленности, пособия и альбомы для изучения техники вязания спицами и крючком, а также незначительная информация в исследованиях об украинский народный костюм [2]. В наше время вязание, а особенно вязание на заказ, стало уже не просто методом выживания,
Относительно истоков древнеукраинского вязания, то такого труда не существует среди задела ни отечественных, ни зарубежных ученых. Воспроизвести одежду населения древней Украины, проанализировать материал, сырье, инструменты для изготовления, рассмотреть способы декора попытались И. Кодлубай, О. Ноги В [3]. Достаточно весомую информацию о давнем плетении (преимущественно как техника) преподает С. Васина [4]. Данные о б орудиях изготовления одежды, среди которого крючки и спицы, приводят отечественные авторы в основном в трудах, касающихся древней археологии Украины [5; 6; 7; 8].
Можно только предположить, какой техникой изготавливали изделия – плетельною или вязальной, поскольку визуально полотна похожи между собой, однако аутентичных образцов не сохранилось. Зарубежные исследователи истории вязания вообще не упоминают о его существовании на территории древней Украины [9], что вносит некоторые противоречия, несмотря на научные утверждение отечественных ученых. Поэтому история украинского плетения отличается от истории развития европейского определенными объективными причинами.
Плетение (современный трикотаж) является неотъемлемой частью историко-культурного наследия Украины и заслуживает внимания наряду с такими исследованными и обработанным видами декоративно-прикладного искусства, как ткачество, прядение и вышивка. Вязание, плетение как вид рукоделия – это ручное изготовление разнообразных изделий одежды и интерьерной группы из нитей на проводах (двух или пяти) или с помощью крючка. Относится к текстильной техники, основной характеристикой которой является возможность образовать ряд петель с нитки разного сорта (шерсть, хлопок, шелк, синтетика) неограниченной длины. С появлением специальных вязальных машин вещи начинают производить механизированным методом и вязания выступает как вид текстильной промышленной отрасли.
Древнейшими материалами, которые использовали первобытные люди в период позднего палеолита (Старый Каменный век: XXV тыс. до н. э. – Х-IX тыс. до н. э.) для прикрытия тела, были кожа и мех диких зверей. Они выступали в роли куска ткани, а полоски шкуры были как нити и шнурки. Процесс обработки такого материала требовал определенных знаний и умений, а развитие производства одежды диктовали новые технологии и орудия труда: ножи, скрябачки, шилья, иглы и т.п.
Например, в Мизинской стоянке на Десне (Черниговщина) были найдены костяные иглы с просверленными дырочками, датированные 25 тыс. лет до н. э. Вязание относится к текстильной технике, образцы которой – крученые нити, глиняные пряслица, части деревянных веретен периода Трипольской культуры (эпоха энеолита: V-ІVтис. до н. э. – III тыс. до н. э.) – было найдено на территории древней Украины.
Плетение как техника появилось раньше, чем тканье, и стало основой возникновения таких ремесел, как прядение, ткачество и вязание (трикотаж). Уже в археологических памятниках периода позднего палеолита было найдено первые орудия для плетения. Основным толчком к появлению плетеных (технически) изделий, а соответственно и развития, стал в конце Х-IX тыс. до н. э. переход общества от охоты до новых методов получения продуктов питания – рыболовства, птахоловства, что вызвало потребность в сетях, снастях, корзинах.
В палеолит, например, ловили рыбу не только „удицею”, но и плетеной крючком сеткой – „сетью”, от чего и пошло название разновидности плетения – кружево [10]. Первоначальным материалом для плетения была дикая крапива, впоследствии начинают использовать кору, деревянистые волокна, волокна растений и шерсть животных, что в эпоху неолита (VII-VI тыс. до н. э.) приводит к появлению прядения, которое стало основой для зарождения и развития ткачества, а впоследствии и вязания.
Существуют несколько гипотез и предположений, касающихся самых первых вязаных изделий из шерсти, но они не имеют никакого документального подтверждения. Одно из предположений представляет Пенелопу из „Одиссеи” Гомера как вязальщицу (III-II тыс. до н. э.), когда она каждую ночь распускает изготовленный ею ковер (саван) [11]. Именно вязаное полотно предоставляется до роспуска, а с этой самой нити можно производить вещи несколько раз и несколько раз их распускать.
Интересна гипотеза о вязаной одежды Иисуса Христа: из остатков красной пряжи Дева Мария вывязала рубашку Иисусу, которую перевязывала ежегодно [12] и которая в результате превратилась в красный хитон. Именно этот процесс вязания изображен на полотне XIV в. „Дева Мария с вязанием” мастера Бертрама, что находится в Галерее искусств в Гамбурге.
Существует предположение относительно женских платьев Древнего и Среднего Египетского царства (III тыс. до н. э. – II в. н. э.): они были изготовлены техникой вязания, поскольку очень плотно окружали фигуру [13].
Интересна версия относительно арабской техники вязания на рамах [15], которая считается древнейшей. Эта техника, по нашему мнению, очень напоминает технику „бранные”, которой в конце XIX – начале ХХ в. изготавливали в некоторых регионах Украины (волынское Полесье, Бойковщина) шапочки, пояса и чулки. Подобный способ плетения был известен еще в Египте во II тыс. до н. э., а впоследствии распространился и в странах Западной Европы. Предполагаем, что вязание на рамах было переходным этапом от ткачества к плетения на проводах, а созданные на рамах изделия внешне практически не отличались по своей фактуре от вывязанных впоследствии с помощью проводов. Считается, что вязание ушло из стран Арабского Востока, а через Испанию и Италию попало в страны Западной Европы, где получило развития и популярности.
Старые вязаные изделия из коптских могильников нашли во время археологических раскопок в Египте. Опять же, нет среди ученых единого мнения относительно датировки первых вязаных изделий. Некоторые источники указывают на III тыс. до н. э. [14], другие – на V-VI вв. н. э. [15]. Найдены провода из слоновой кости из Галлии (бывшая провинция Рима, теперь – территория современной Франции) длиной 28 см и плетеные детали из римских территорий датированы началом II в. н. э. Польская исследовательница И. Турнау считает, что древнейшие плетеные вещи из шерсти – это носки и другие мелкие коптские изделия с первых веков н. э. [16]. Правда, неизвестно, использовали носки в ежедневном употреблении или их давали только к погребению.
По утверждению исследователей Д. Бернхэм и Г. Халд, эти изделия из коптских гробниц начала эры были изготовлены не с помощью проводов, а техникой игольной строчки, что так же относится к вязальной техники. Эта техника больше приближена к технике шитья, чем к технике ткачества, а по своей методике выполнения (накручивание, протягивания, образования петель) напоминает технику вязания крючком. В данном случае роль крючка выполняла длинная игла из дерева, слоновой кости или рога. Выполненные таким способом изделия предназначались только для собственного пользования, поскольку техника игольчатого стежка была хлопотной и требовала много времени. Очевидно, это стало толчком к совершенствованию технологического процесса вязания: длинную иглу заменили двумя проводами.
Первые сведения о наличии плетеных (как техника) изделий на территории древней Украины относятся к периоду позднего палеолита – плетеные сити, верші и загона, когда население перешло к новым формам охоты и добычи пищи. Об этом свидетельствуют настенные рисунки из песчанника Каменная Могила на р. Молочная, где изображены различные заграждения, рыболовные сети. В Мизинской стоянке найдены иглы-спицы, подтверждающий первые попытки древних людей заниматься плетением. Большие иглы из кости и дерева также были найдены на стоянках Середньодніпровського бассейна. На Сурском острове на стоянках возле Днепра (исследованы В. Даниленко) обнаружили костяную иглу для изготовления рыболовных сетей. О плетение периода позднего палеолита за пределами древней Украины свидетельствуют найденные женские скульптурки на территории древней Германии [17].
В период неолита (VII-VI тыс. до н. э. – V-IV тыс. до н. э.) техника плетения совершенствуется и её начинают применять в производстве одежды с помощью игл или крючков, изготовленные из кости и рога и составляют самую многочисленную группу орудий труда. Следующие вязаные изделия с территории древней Украины датируются IV тыс. до н. э. – первой половиной III тыс. до н. э. [18] (эпоха энеолита: медно-каменный век) и относятся к периоду Трипольской культуры, когда ткачество уже вступило на этих землях высокого развития, а производство металла распространилось практически на всей территории Правобережной Украины. Носителем такой информации выступает керамическая посуда, на котором были обнаружены отпечатки ткани, изготовленные ткацкой и вязальной техникой, поскольку аутентичные образцы этих тканей не сохранились. Также было найдено крючки для вязания, относящихся к археологических находок из вищеозначеного периода.
В эпоху энеолита приобретают ритуального и магического значения плетеные женские головные уборы, между тем как в повседневном быту носят меховые или кожаные шапки. Традиция прикрывать волосы (сакральная и функциональная) сохранилась в Украине с давних времен и до начала ХХ ст. Плетеный одежду (как техника) используют для ритуальных обрядов: весеннего и осеннего циклов [19]. Плетенная из растительных волокон, он покрывает тело полностью или частично, а по низу украшенный такими же волокнами вроде бахромы. По плетеных или вязаных сеток, в которые женщины укладывали волосы, можно утверждать, что они являются прототипом волосників периода Киевской Руси и сеток эпохи Ренессанса. На статуэтках эпохи позднего палеолита существует изображение головных уборов, вывязанных вроде среднеазиатских шапочек – „кулутів”: на темени вив'язуються по кругу, а дальше прямоугольником до плеч. Население Триполья имело тесную связь с культурами других государств – Середномор'ям, Месопотамией, Малоазийскими странами и даже Египтом, а также много общего с культурами Балканского полуострова и Малой Азии, взаємовплинуло на развитие обеих сторон.
Начала II тыс. до н. э. относятся упоминания о плетеные изделия из шерсти, связанные с высокоразвитым производственным комплексом катакомбных племен (эпоха бронзы: III тыс. до н. э. – II-i тыс. до н. э.). Именно этот период характеризуется формированием основных составляющих славянского одежды. Древнейшие археологические находки, дают представление о первоначальные составляющие одежды, относящихся к VII-VI вв. до н. э. [20]. Из скифского периода (VII в. до н. э. – III в. до н. э.) было найдено вязальная медный крючок с акрополя Каменного городища, что свидетельствует об использовании вязаных вещей в быту древнего народа: изделия изготовлялись преимущественно из шерсти, льна и конопли. Среди памятников черняховской культуры (анто-склавинского период: II-III в. н. э. – V-VII вв.) выявили острые костяные провода для вывязывания отдельных деталей одежды, что подтверждает вязания на этих территориях [21]. Именно этим периодом датируются и детские вязаные носки, найденные в коптском могильнике в Египте [16, 17].
Возможно, технику вязания завезли скифы с Арабского Востока, поскольку они были индоевропейцами, представителями ираноязычных кочевников, которые принесли новую культуру [22]. Вязаные вещи могли быть предметом импорта вследствие торговли с греческими колониями в Причерноморье. Именно эти колонии уже в V в. до н. э. стали первыми организованными центрами торговли. На территории древней Украины приезжали также купцы из Персии, Индии, а народы Причерноморья имели связи с Ираном и Египтом. Определить конкретно, какой техникой – на рамах, игольчатым стежком или проводами были связаны эти изделия, невозможно, поскольку аутентичных образцов не сохранилось. Вероятно, при изготовлении одежды использовали технику игольной строчки, как и для изделий из коптских могильников. Можно предположить, что на землях древней Украины вязания существовало примерно в тот же период, что и в Египте, а производственный одежный комплекс был на высоком уровне, о чем свидетельствуют археологические раскопки.
В VII в. н. э. на территории древней Украины появляются арабские купцы, что стало следствием большого азиатско-средиземноморской торговли, которую организовали арабы. Уже в это время приобретал одежду и чужеземных рис в результате торгово-обменных отношений. Это сказалось на дальнейшем развитии искусства, на которое имели влияние культурные тенденции Востока.
В дальнейшем в истории древнеукраинского вязания появляется большое упущение – информация отсутствует вплоть до XI в., времени утверждения Киевской Руси (IX – начало XIII вв.). В этот период ярко выступает самобытная культура княжеских времен с местными народными элементами, но с признаками чужеродных влияний. Сначала это были ориентальные воздействия, впоследствии византийские и европейские. Важнейшим центром в Х ст., на который орієнтовалося изобразительное и декоративно-прикладное искусство Руси, была на то время Византия. Самые дорогие ткани для производства одежды для князей и знати привозили именно с Візантіі (первые ткани появились на Среднем Поднепровье уже в VI ст.) и Арабского Востока. Большая часть населения, особенно в сельской местности, использовала доморобний материал, сырьем для которого послужили шерсть, лен и конопля, состоятельные имели возможность купить дорогие привозные ткани.
В конце Х в. становится центром ремесленничества Киев, где работают мастера-специалисты более 60 профессий [23]. В этот период домашнее производство постепенно переходит в ранг ремесла, особенно те отрасли, которые связаны с изготовлением одежды. Между ремесленниками тоже происходит дифференциация: они делятся на сельских, вотчинных и городских, что влияет на качество и ассортимент изделий. Сельские ремесленники работали на часть сельского населения, вотчинные – на хозяина (то есть были феодально зависимые), городские работали на городской рынок. Если сельские ремесленники придерживались традиций, применяли доморобний материал и сырье и меньше подвергались новомодным веяниям, однако отставали в технологическом процессе, то городские ремесленники имели возможность изготавливать вещи из привозного материала, используя чужеземные образцы высокого качества. В свою очередь, благодаря „консерватизма” сельских ремесленников сохранились традиции народного одежды, тогда как в городах они нивелировались. В селах с натуральным хозяйством, где не было разделения на мастеров-специалистов, вплоть до XIX в. все работы выполнялись в одной семье. В традиционный украинский одежду проникают ранее не известные элементы и декор, что повлекло за собой потерю их первичности содержания и назначения. В дальнейшем это отразилось на развитии одягового ремесла и национального костюма в целом. Стали формы и традиции сохранились до XIII в. – начала золотоордынского ига, что повлияло на дальнейшее развитие культуры и искусства Украины.
Именно периода Киевской Руси относятся упоминания о щільноприлягаючі покрытие головы, что назывались „клобуки” или „капюшоне” [24] – церковные головные уборы. В несколько видоизмененном виде их изготовляли на продажу монахи Киево-Печерского монастыря. Такие покрытия головы, а также суконные колпаки присутствовали и в мужской одежде княжеской эпохи. В городском мужском костюме бытовали и вязаные шерстяные носки, которые имели название „копытца”. Такие же „копытца” носили и женщины, надевая их босиком. Использовались в одяговому комплексе, кроме кожаных, и вязаные пояса, которыми підперезували рубашки. И в дальнейшем женщины уделяют внимание волосам, которое имело магическое и ритуальное значение, формировалось на основании древних языческих обрядов, которые обязывали женщину прикрывать волосы, и связанными с ними головными уборами. Среди женщин общественной верхушки были распространены чепцы из сетки, так называемые „волосники”, „чепці”, „повойники” [25], которые сплетали из золотых или серебряных нитей. Бедные слои изготавливали эти головные уборы из дешевой ткани и пряжи. Такого типа чепцы, только из льняных или хлопчатобумажных нитей, встречаются в некоторых этнографических комплексах Украины конца XIX – начала ХХ ст. Для горожан и крестьян вязаные дополнения к одежде были рукавицы и носки [26]. Богатые слои общества тоже носили перчатки, но из пряжи высокого качества, щедро украшенные золотым галуном и бахромой. Еще одним элементом одежды периода Киевской Руси, который дошел до нашего времени в несколько измененном виде, браслеты – наручи, которые носили состоятельные женщины. Эта деталь одежды – украшение, не была очень распространенной, обычно привозили купцы и торговцы. Служили браслеты для поддержки на запястьях широких рукавов полотняной рубашки и изготовлялись из металла. Они являются своеобразным прототипом таких же браслетов, но из шерсти – „рядом”, „нараквиці”, что является составляющими одягового этнографического комплекса Гуцульщины и Закарпатья конца XIX – начала ХХ ст.
Принятие христианства создало условия для расширения экономических и культурных контактов Руси не только с Византией, но и с романским Западом. В XII – XIII вв. стратегическим торговым партнером Киевской Руси становится Западная Европа, влияние которого особенно проявляется на западноукраинских землях (Красная Русь, Галицкая земля) через Германию и Венгрию. Еще в период древней Руси одежда крестьян и бедноты существенно отличался от одежды знати и горожан, оставаясь архаичным в крое и декоре, что в дальнейшем повлияло на сохранение видов народного промысла, в частности вязания. Кроме того, одежда знати сохранилось более задокументированных данных, чем об одежду бедных слоев населения, поскольку летописцы и живописцы уделяли внимание господствующим кругам. В общем широкие слои населения продолжали использовать для производства одежды доморобні материалы, а богатые слои предпочитали привозним дорогим тканям. Именно сочетание традиционных форм одежды и материалов с заимствованными и создало единую культурную целостность, которая переросла в своеобразный стиль, который особенно развился на западноукраинских землях на протяжении всех последующих веков.
Относительно памятников вязания Западной Европы V-XII вв., то археологических или документальных подтверждений существования плетения на проводах в этот промежуток времени, как и на древнеукраинских территории, существует очень мало. Преимущественно это были изделия для покрытия головы и рук, обычно небольших размеров и одноцветные [9, 21]. Чаще всего встречаются сведения о литургические шелковые, реже льняные перчатки романского периода, которые использовали в VI-VII в. во время литургий [9, 23]. В дальнейшем широко применяются вязаные перчатки в Средневековье, в тех странах, где сповідувалась католическая вера. Сначала они изготавливались для церковного назначения основном в белых цветах, позже – в черных, красных, зеленых и фиолетовых. Это зависело от вида богослужения, во время которого они использовались. Литургические рукавицы отличались от изделий ежедневного потребления цветом и орнаментом, а впоследствии формой и высотой: короче – до запястья, длинные – до локтя. Рукавицы знати и духовенства украшались драгоценными камнями и золотом. Применение вязаных перчаток во время католических богослужений предотвратило упадка и поспособствовало развитию вязального ремесла.
Кроме церковного назначения, вязаные перчатки были атрибутом светской одежды, особенно в Средние века и получили распространение как предмет роскоши и неотъемлемый одежный аксессуар верхушки общества. Они служили не только покрытием рук и ладоней, отражая социальный статус их владельца, а имели еще и символическое значение. Рыцари хотели получить от „дамы сердца” в подарок перчатку как подтверждение её внимания и симпатии, а брошенная сопернику рукавица была вызовом на поединок. Также удостоювались её при посвящении в рыцари и присвоении епископского сана. В перчатках нельзя было заходить к собору, а подача руки в перчатки при поздравлении считалось недопустимой ошибкой этикета. Поэтому очень часто правую рукавицу мужчины носили в руке или за поясом. Для собственных бытовых нужд рукавицы вив'язувалися в домашних условиях, а высокого качества и филигранной работы – в монастырях и знатоками этого дела.
С принятием и развитием христианства в Киевской Руси и несмотря на самобытность традиционного костюма рукавицы не получили распространения на этих землях ни в церковном, ни в светском применении, а соответственно не развивалось интенсивно и вязания.
Относительно техники и материала, которые использовались для изготовления вязаных изделий в этот период, то они практически не менялись до XIII в. Покрытие рук, ног и головы обычно в'язались двумя проводами. Наибольшей сложностью при вязании было моделирования формы изделия, которое заключалось в изменении его ширины, что требовало правильного расчета петель. Особенно это проявлялось при изготовлении перчаток, поэтому очень часто их выполняли техникой игольчатого стежка [9, 28]. Для высших слоев общества использовали как сырье шелковую пряжу, а для простого люда – шерсть и лен, в зависимости от географического размещения страны.
О вязаные чулки этого периода есть только одно упоминание о находке с территории Швейцарии [9, 26] VII и XII в. н. э. Возможно, они выполнены техникой игольной строчки, поскольку это связано с тем, что к XVI в. в костюме Западной Европы бытовали чулки, изготовленные из плотной ткани или из кожи, так называемые „чулки-шосы”. Ноги также обматывали от ступни до колена узкими полосами материи. С XII в. сплошные чулки-панталоны разделяются на панталоны и длинные чулки, которые между собой соединяются шнурками. Вероятно, что пара чулок, найденная в Швейцарии, была первой попыткой усовершенствовать покрытия ног.
Именно период конца XII – первой половины XIII в. характерен интенсивным развитием ремесел, связанных с производством одежды. Готическая мода и силуэт диктуют новые материалы, новые приемы изготовления одежды и совершенствование самой техники шитья. Одежда, состоявший из несшитых кусков ткани, приобретает новые формы благодаря развитию портниха. Создание одежды становится профессиональным ремеслом, которым профессионально начинают заниматься портные, что способствует эволюции конструирования. В историческом костюме XIII в. впервые появляются рукава вшивные, которые привязывали к основной формы шнурками, для объема используют витачки, а крой ткани возможным создавать фасоны одежды независимо от ширины ткацкого станка.
Готический стиль был первым общеевропейским стилем, который нашел свое отражение и в костюме Галицко-Волынского княжества, но с присущими ему самобытными местными чертами [43]. В дальнейшем история моды, портниха и вязания на западноукраинских землях неразрывно связана со всеми экономическими и политическими событиями, которые будут происходить в Европе и в государствах, в состав которых будут принадлежать территории Западной Украины.
Итак, проанализировав период с древнейших времен до середины XIII в. н. э., можно сделать определенные выводы относительно развития вязания. Прежде всего, датировка первых плетеных изделий, как древнеукраинских, так и европейских, составляет трудности из-за отсутствия аутентичных образцов, а расхождения в датах колеблются от III тыс. до н. э. до V в. н. э. Существуют некоторые гипотезы, предположения относительно первых образцов плетеных изделий, которые, однако, не имеют документального подтверждения (Пенелопа-вязальщица, египетские платья). Интересной является версия о арабскую технику вязания на рамах, которая, думается, могла быть переходным этапом от ткацкой техники до плетения на спицах. На наш взгляд, вероятна сходство этой техники с древнеукраинским техникой „бранные”. Этот подзабытый сегодня вид ремесла („бранные”), считаем, древнее происхождение и глубокие корни.
В европейских исследованиях по истории вязания подтвержденные факты касаются первых веков н. э. (II – V вв.). Они указывают на находки (плетеные детские носки) с коптским могильников в Египте. И нет в этих трудах никакой информации о существовании вязания на древнеукраинских территории, хотя отечественные ученые подают такие сведения, датируя их IV тыс. до н. э. – III в. до н. э., а о существовании технику плетения как свидетельствуют памятники еще со времен палеолита.
Относительно этих разногласий: мы подтверждаем факт наличия вязаных изделий на древних землях Украины в указанный период, но выполненных, возможно, не спицами, а техникой игольной строчки или на рамах, как и в Европе. Свидетельством существования вязания с применением вспомогательных предметов (в отличие от техники плетения, которая их не требует) есть находки костяных проводов, крючков с территорий древних стоянок. По нашему мнению, вязание имело место на древних украинских ареалах раньше, чем на европейских, или в тот самый период, поскольку здесь бытовал высокоразвитый производственный одежный комплекс. Это опровергает утверждение зарубежных исследователей о том, что в период раннего палеолита на территории Восточной Европы, и на древний Украине в частности, не существовало людей [27].
И в украинской истории, и в европейской информация о плетеные вещи V в. н. э. и вплоть до XI в. н. э. практически отсутствует. Лишь с XI в. в Киевской Руси в традиционном украинском костюме появляются вязаные вещи – „клобуки”, „копытца”, „волосники” и т.д. В Западной Европе вязаные изделия были более популярны, что связано с модными тенденциями в европейском костюме и распространением католицизма. Соответственно и развитие вязания на территории древней Украины и стран Западной Европы пошел в разных направлениях.
Сырьем, из которого изготавливали плетеный одежду для бедных слоев населения служили шерсть, конопля и лен, для богатых – шелк, шерсть высочайшего качества с использованием золотых и серебряных нитей и драгоценных камней для отделки.
Поэтому с конца XII – начала XIII в. начинается новый этап в создании одежды, в частности вязаных вещей. Именно этот период характеризуется интенсивным развитием ремесел, связанных с производством одежды, появляются новые материалы, которые требуют новейших технологий и форм одежды. Готический стиль становится общеевропейским и сказался также на костюме западноукраинских земель, который сформировался под воздействием чужеземных культур, сохранив самобытность местного колорита.
Литература
- Turnau I. Historia dziewіarstwa europejskiego do poczatku XIX wieku. – W.: WPAN, 1979.
- Антонович Є., Захарчук-Чугай Р., Станкевич М. Декоративно-прикладне мистецтво. – Львів: Світ, 1992; Галанина О., Вольман И. Одежда из трикотажа. – М.: Легкая индустрия, 1967; Матейко К. І. Український народний одяг. – К.: Наукова думка, 1977; Білан М., Стельмащук Г. Український стрій. – Львів: Фенікс, 2000; Вассердам О. Из клубка ниток (130 моделей). – М.: Госторгиздат, 1962; Головня О. Становлення художнього в’язання як виду декоративно-ужиткового мистецтва // Вісник ЛАМ. – Львів, №3, 1992. – С.85-87; Гречухина Н., Бродис З. Новый ассортимент трикотажа с применением химических волокон. – М.: Легкая индустрия, 1970; Музыченко В. Модели вязаной одежды (Машинное и ручное вязание). – Л.: Лениздат, 1976; Стельмащук Г. В’язання. Мереживо // Народні художні промисли УРСР. – К.: Наукова думка, 1986; Стельмащук Г. Українське мереживо як вид декоративно-ужиткового мистецтва // Вісник ЛАМ. – Львів, №8, 1997. – С. 66-72.
- Кодлубай І., Нога О. Прадавня Україна. – Львів: Українські технології, 2001. – С. 106; Шовкопляс І. Кам’яний вік на території Української РСР. – К.: Радянська школа, 1962. – С. 30, 48, 63.
- Васіна З. Український літопис вбрання. 11000 років до н. е. – ХІІІ ст. н. е. – Т.1. – К.: Мистецтво, 2003. – C. 30, 31.
- Вовк Ф. Студії з української етнографії та антропології. – К.: Мистецтво, 1995. – С. 71, 125; Даниленко В. Кам’яна могила. – К.: Наукова думка, 1986. – С. 22-26, 37.
- Кодлубай І., Нога О. Прадавня Україна. – Львів: Українські технології, 2001. – С. 109; Станко В., Гладких М., Сегеда С. Історія первісного суспільства. – К.: Либідь, 1999. – С. 136, 137.
- Археологія та стародавня історія України. – К.: Либідь, 1992. – С. 80, 81.
- Шовкопляс І. Кам’яний вік на території Української РСР. – К.: Радянська школа, 1962. – С. 82, 85, 93.
- Turnau I. Historia dziewіarstwa europejskiego do poczatku XIX wieku. – W.: WPAN, 1979.
- Вовк Ф. Студії з української етнографії та антропології………….. – С. 42.
- Галанина О., Вольман И. Одежда из трикотажа. – М.: Легкая индустрия, 1967.–С.3; Turnau I. Historia dziewіarstwa ……….. – S. 17; Кун М. Одіссея // Легенди і міфи Стародавньої Греції. – К.: Радянська школа, 1967. – С. 349.
- Современная энциклопедия «Аванта»+. Мода и стиль / Глав. ред. Володин В. А.. – М.: Аванта+, 2002. – С. 14.
- Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная Энциклопедия Моды: Пер. с чешск. – Прага: Артия, 1988. – С. 39.
- Галанина О., Вольман И. Одежда из трикотажа. – М.: Легкая индустрия, 1967. – С. 3; Соколовская Е. М. Из клубка и лоскутка. – Харьков: Прапор, 1973. – С. 3.
- Головня О. Становлення художнього в’язання як виду декоративно-ужиткового мистецтва // ВЛАМ. – Львів, №3, 1992. – С. 85-87; Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная…….– С. 573.
- Turnau I. Historia dziewіarstwa…………….– S. 17.
- Васіна З. Український літопис вбрання…… – C. 30, 31.
- Нельговський Ю. П., Степовик Д. В., Членова Л. Г. Українське мистецтво (від найдавніших часів до початку ХХ століття). – К.: Радянська школа, 1976. – С. 11.
- Васіна З. Український літопис вбрання ……… – Т.1. – C. 35, 86.
- Нариси з історії українського декоративно-прикладного мистецтва / Під ред. Запаска Я. – Львів: В-во Львівського Уні-ту, 1961. – С. 8.
- Древняя одежда народов Восточной Эвропы. – М.: Наука, 1986. – С. 10.
- Тищенко О. Р. Декоративно-прикладне мистецтво східних слов’ян і давньоруської народності (І ст. до н. е. – середина ХІІІ ст. н. е. ). – К.: Вища школа, 1983. – С. 5.
- Нельговський Ю., Степовик Д., Членова Л. Українське мистецтво (від найдавніших часів до початку ХХ століття). – К.: Радянська школа, 1976. – С. 35.
- Рабинович М. Древнерусская одежда ХІ – ХІІІ вв. // Древняя одежда народов Восточной Эвропы. – М.: Наука, 1986. – С. 46; Головня О. Становлення художнього в’язання як виду декоративно-ужиткового мистецтва……. – С. 85; Вовк Ф. Студії з української етнографії та антропології…….. – С. 125; Матейко К. Український народний одяг. – К.: Наукова думка, 1977. – С. 28; Стельмащук Г. В’язання,………… – С. 44.
- Стельмащук Г. Традиційні головні убори українців. – К.: Наукова думка, 1993. – С. 55; Стельмащук Г. Українське національне вбрання // Конспект лекцій. – Львів: ЛДІПДМ, 1994. – С. 9; Васіна З. Український літопис …….. – С. 238, 304.
- Буровик К. Родословная вещей. – М.: Знание, 1991. – С. 100; Васіна З. Український літопис ………– С. 276.
- Шовкопляс І. Кам’яний вік на території Української РСР. – К.: Радянська школа, 1962. – С. 35.
Козакевич О. Р. "Львівська aкадемія мистецтв" переклад з української