Юлия Тимошенко, бывший премьер-министр Украины и один из опытнейших политиков страны, всегда серьезно занималась прической. Плотная «плетенка» блондинки стала символом мирной Оранжевой революции в 2004-м году, говорится в статье The Economist под рубрикой «Война до последнего».
Проведя два с половиной года в тюрьме во время президентства клептократа Виктора Януковича, она вернулась к распущенным волосам. Когда вышла из тюрьмы после Майдана 2014 года, многие украинцы считали ее за отработанный материал.
Однако Тимошенко вернулась в боевую форму
3 февраля, когда она прилетела в Вашингтон в попытке обаять нового президента Америки, она восстановила «плетенку». В качестве первого украинского политика, который пожал руку Трампу, она надеется вернуться во времена, когда была первым политическим лицом Украины.
Юлии Тимошенко удалось загнать Трампа после выступления на национальном молитвенном завтраке, где она фотографировалась, плотно к нему прижимаясь. Эти ее трюки раздражали президента страны Петра Порошенко. Ведь это был переворот: пиар-кампания Тимошенко выставила ее в качестве признанного лидера международного уровня, которая вытесняет Порошенко с власти. И уже через несколько дней Порошенко говорил с Трампом по телефону, обсуждая последнюю эскалацию в долговременной войне Украины с Россией.
Ни Порошенко, ни Тимошенко официально не раскрыли содержания разговоров, а комментаторы путали. Одни говорили, что Трамп описал конфликт в Украине как гражданскую войну. Другие – что он подтвердил мнение своего госсекретаря Рекса Тиллерсона о том, что Америка должна обеспечили Украину оружием.
Ясно одно: Трамп и его команда еще не решили, что им делать с Украиной.
Избрание Трампа погрузило украинскую политику в хаос. В частности, вновь активно заговорили о неадекватности соглашений о прекращении огня, подписанных в Минске в феврале 2015 года, когда мощное российское военное вмешательство сорвало наступление украинской армии, которая уже отвоевала две трети территории, захваченной сепаратистами. После ввода российских войск для Украины осталось мало шансов, поэтому в 2015 году «90% переговоров в Минске были просто о прекращении огня», как заявлял сам Порошенко.
На бумаге Минские соглашения дали России почти все, что она хотела
На бумаге Минские соглашения дали России почти все, что она хотела: контролируемую автономную территорию в Украине со своей собственной милиции, администрацией и судебной системой, с российским телевидением, которое доминирует в эфире. Но украинские налогоплательщики оплачивали большинство счетов! Более того, Украина должна изменить свою Конституцию, чтобы сделать автономию постоянной. Учитывая глубокие проблемы Украины, Путин ожидал, что она будет разрушена.
А этого не произошло. В течение двух лет подход Порошенко к минских договоренностей был в режиме «проволочки», как констатирует последний отчет Международной аналитической кризисной группы. Там утверждается, что для изменения украинского законодательства в русле соглашений не хватает депутатских голосов. Однако за это время Украина создала заново армию восстановила свою экономику. «Когда я пришел к власти, у нас не было ни армии, ни денег, был безумный дефицит бюджета и 50-ти процентная инфляция», – вспоминает Порошенко. – Сейчас у нас одна из сильнейших армий в Европе с уникальным опытом: как бороться в условиях гибридной войны с Россией». Боеспособные силы Украины в целом сейчас составляют 250 000 человек, из которых 60 000 дислоцированные на востоке страны.
Бои, которые бушевали в окрестностях Авдеевки прошлой неделе, обозначены украинцами как успех. Несмотря на бешеный шквал российских «Градов», украинцы вернули новую территорию в «серой зоне», ранее занятую сепаратистами в нарушении соглашений Минска. Украина справилась с последствиями боевых действий гуманитарного плана, эффективно общался иностранными посольствами, поддерживала семьи солдат – это утверждение зарубежного дипломата.
Украина, как и раньше, парализована коррупцией и кумовством, большая часть которого вытекает из собственного круга Порошенко. Но он протолкнул некоторые реформы, ликвидировал зависимость от российского газа, очистил банковскую систему и стабилизировал экономику. Однако избрание Трампа, который, как говорят, не против большого договора с Россией, может изменить статус-кво. Россия требует, чтобы минские соглашения были реализованы и хочет, чтобы Трамп оказывал давление на правительство в Киеве. Проблема заключается в том, что цель России противоположна интересам Украины. Порошенко и его союзники видели в Минском процессе способ сохранения территориальной целостности страны, а следовательно рычаг для вытеснения России с Донбасса. Россия же видит в договоре средство еще больше дестабилизировать Украину или вообще подтолкнуть ее к краху.
Постоянная военная сила, созданная Россией на оккупированных территориях, оценивается в 40 000 человек. В дополнение к сепаратистов там тайно находится около 5 000 российских солдат и офицеров. Они восстановили местную администрацию, отремонтировали дорожную инфраструктуру и устранили некоторых командиров. (Один такой командир, Николай Толстых, более известный как «Гиви», был взорван 8 февраля.) То теперь Путин надеется, используя Минские соглашения, включить эту администрацию в государственную систему Украины.
Юлия Мостовая, редактор «Зеркала Недели», независимого еженедельника, говорит, что подобное станет имплантацией раковой клетки. Потому что оно даст России контроль над частью электората и может привести к дальнейшему распаду страны или, по крайней мере, к остановке Украины на ее пути в Европу. Это лишь вопрос времени, когда запад Украины, который является гораздо более антироссийский, чем восток, восстанет против такой сделки. «Если мы реализуем Минские соглашения в существующем виде, согласившись де-факто на федерализацию Украины, это только поднимет вопрос о том, за что воевали и погибали все эти годы наши солдаты», – говорит Мостовая.
Кремль, тот будет оправдывать применение военной силы. А Украина не может просто так отказаться от Минских соглашений. Если откажется – она будет обвинена в саботаже мирного процесса, следовательно Евросоюз и Америка смогут снять свои санкции против России. Единственный вариант, чтобы заморозить ситуацию: юридическое признание Донбасса как части территории Украины, но отдельно от Украины.
Международная поддержка Украины, кажется, ослабевает
Есть опасения, что это может стать разменной монетой при выработке соглашений между Россией и Западом. Ангела Меркель, канцлер Германии, сказала Порошенко на этой неделе, что никаких сделок за спиной Украины не будет. Однако уже 7 февраля Эрнст Райхель, посол Германии в Украине, говорит: присутствие российской армии на Донбассе не является препятствием для проведения выборов, предусмотренных в соглашениях. Это возмутило правительство в Киеве, который настаивает на том, что русские сначала должны убраться. В то же время советники Трампа видят президента Украины как инструмент администрации Барака Обамы. Порошенко является личным другом Джо Байдена, бывшего вице-президента Обамы. А украинские разоблачения о том, что Пол Манафорт – главная фигура президентской кампании Трампа – получал большую выплату от Януковича, стала причиной, по которой Трамп был вынужден уволить его.
У Порошенко также неприятности
Его рейтинги упали, он потерял поддержку многих активистов Майдана, которые привели его к власти. Сам олигарх, он колебался перед внедрением жестких мер по борьбе с коррупцией. Только совершенствование управления может привести иностранные инвестиции. Стране необходимо укрепить свою экономику и становиться самостоятельным. Поэтому давний соперник Порошенко – Тимошенко – говорит, что нынешний президент не годится для этой работы и призывает к новым парламентским выборам.
Но это только заведет страну в новый цикл политических потрясений. Партия Тимошенко «Батькивщина», вероятно, получит больше мест в парламенте. Вот и все. Она уже имела свой шанс вывести Украину – так же, как Порошенко, выполняя волю Майдана, должен был превратить Украину в современное европейское государство.
Возвращение к прическе образца 2004 года – это еще не залог успеха в преодолении проблем 2017-го.