Оккупация украинского Крыма российской армией - эстонский урок решения проблемы

Путинские войска и дальше продвигаются Крымом и собираются на северных и восточных границах Украины, а в социальных сетях тем временем разгораются дискуссии, что же делать. Очевидно, многие призывают украинскую армию к активным действиям, а мирное население – выходить на улицы и бросать коктейли Молотова в российские колонны.

Это стремление вполне понятно – отважное, патриотическое, но неправильное. Такие инициативы обречены на поражение, а сдаться и проиграть – это не выход для патриота. Нужна невероятная дисциплина и выдержка, чтобы сдержаться и не нанести России удар в ответ, однако именно эти качества люди на Майдане демонстрировали в течение трех долгих месяцев.

Исполняющий обязанности Президента Украины Александр Турчинов объявил, что Украина не будет играть по написанному в Кремле сценарию провокаций и восстаний, которые в свое время уже дали России возможность ослабить и дестабилизировать Молдову и Грузию (см. статью Турчинова «kiev's Message to Moscow» в New York Times по 11 марта 2014). Если мы среагируем на провокации России, мы сыграем на руку Путину и он получит слабую, растерянную, разделенную Украину.

Попасть в расставленный Путиным капкан – страшная ошибка для Украины

Так что же делать? Если неответ на оккупацию является стратегией, то как остаться в здравом уме, когда иностранные войска пересекают границы? Как не чувствовать себя униженным, когда россияне устанавливают пропускные пункты и сажают там бывших беркутовцев?

Во-первых, до тех, кто хочет бороться за Украину: если вы хотите воевать, то берегите себя для партизанки. Ярость – это не тактика; посредственный нелетальний саботаж – вполне действенный подход. Если российская армия продвинется украинской территорией далее, удерживая большое количество войск в Крыму, то можно будет вести неагрессивное сопротивление – дисциплинированное, координированное, эффективное.

Время для этого еще не наступило. Вероятно, наступательные войска в Крыму – не лучшие тренированные отряды российской армии. Бросаться в них брусчаткой – это все равно, что бежать на танк с шашкой. Вас просто ровным слоем размажет по гусеницах танка, а подонок, который вас убьет, будет рассказывать о вашей трагической гибели анекдоты.

Партизанская война против российских оккупантов в Крыму как тактика

Сейчас главное – ждать. Российская армия не может держать в Украине элитные отряды просто для оккупации. Вскоре им на смену придут призывники – значительно менее тренированные и с худшим обмундированием. Вот именно они и должны стать целью позарез ненасильственного сопротивления. С ними надо говорить, их надо убеждать и периодически подкармливать.

Военная доктрина США утверждает, что партизан победить почти невозможно, ведь тем достаточно поработать один день из тридцати, а окупанту нужно трудиться каждый день, все 365 дней и ночей. Оккупанты истощатся, русские отряды отойдут. Сделайте все, чтобы вы до того дня дожили – уничтожив при этом только русскую волю бороться против Украины.

Главная же потребность – это более сильная и демократичная Украина

Благоприятных обстоятельств для её возникновения не будет никогда. Россия всегда будет оставаться соседом Украины, а коррумпированный режим в Москве, наверное, повалят еще нескоро. Мы, вероятно, не доживем до времени, когда прекратятся угрозы и нападения на украинское единство, инфраструктуру, информационные системы и экономическое благосостояние.

Что хорошего вы можете сделать тем временем для Украины?

События последних нескольких дней в Европе – это, похоже, хорошее начало. Сейчас США и ЕС готовят пакеты поддержки Украины (кредитные гарантии, преференциальные таможенные условия для украинских товаров), чтобы помочь сформировать гражданское общество. Это – конкретные меры, воспользоваться которым сможет только хорошо организованное сообщество.

Знаете ли вы, на какие сельскохозяйственные продукты будут распространяться более низкие тарифы ЕС? Знаете ли вы, каким отраслям промышленности предложат программы обновления оборудования? Странам-донорам надо посодействовать, чтобы помощь попала по назначению, а не осела в карманах олигархов. Я уверена, что украинцы лучше, чем я, знают, как развивать благоприятную для всех экономику. Однако начать над этим работать нужно прямо сейчас.

Должна высказать свое мнение. По происхождению я на половину норвежка, а наполовину эстонка. Я происхожу от жителей двух самых густонаселенных европейских стран. Россияне не боятся эстонского флота или пехоты, поэтому Эстонию атаковали, оккупировали, подвергали этническим чисткам, а недавно еще и первой в истории кибер-войне.

Эстонцы не могли нанести прямой удар в ответ, но то, что у них была слабая армия, еще не обрекало их на поражение. Эстония сумела уцелеть; сейчас она уже член ЕС и НАТО, а следовательно, уже не такая легкая военная мишень для России. Однако она не пережила бы, если бы правительство и народ не научились смягчать или отбивать нападения России и поскорее возвращаться к нормальной жизни. Эстония существует, потому что упорно стремилась выжить.

Все соседи России всегда были уязвимы к нападениям враждебного и циничного режима, который нарушал их стабильность. Мы должны надеяться, что российские демократические движения окрепнут и построят новую, более стабильную Россию, готовую к диалогу, однако, похоже, ждать еще долго. А соседям России следует тем временем опираться враждебности и дестабилизации, пытаться уцелеть.

Как сказал мне когда-то отец: «Бывают такие моменты, когда просто выжить – уже победа». Для украинского народа сейчас наступил именно такой момент.

Мишель Р. Визе. Перевод с английского Ярославы Крыши