Льеж. Если в середине прошлого века Бельгия была третьей крупнейшей экономикой мира, то во многом благодаря добыче угля и металлургии, которые были сосредоточены вокруг города Льеж. Сейчас бывшее промышленное величие города «кануло в лету».

До недавнего времени здесь царили уныние и росла безработица (как сегодня в Донецке). Однако, грамотная политика возрождения города с шахтерсько-металлургической руины медленно возвращает Льежу былую значимость.

Город Льеж в бельгийском измерении – это нечто вроде украинского Донецка: промышленный центр, большая сосредоточенность металлургических комплексов, которые сейчас опустели. К тому же, льежский регион – один из бывших бассейнов местной угольной промышленности. Именно сюда длительное время прибывали отовсюду гастарбайтеры.

По подсчетам, после войны в Бельгию прибыли и десятки тысяч семей украинских беженцев. Однако, из-за закрытия шахт во второй половине прошлого века и упадка промышленности в 2000-х, город Льеж постепенно начало терять свою привлекательность и впадал в депрессию.

Впрочем, войну провинциальности и упадку объявила местная власть. Архитектурные конкурсы, приглашение именитых дизайнеров и воплощение интересных архитектурных концептов постепенно начали трансформировать это, в целом, незначительное бельгийский город.

По металлургии, действующим остался только музей в Льеже

Неподалеку от Льежа уже длительное время работает шахта-музей Blegni-mine, к которой ежегодно приезжают сотни тысяч туристов и любителей промышленной истории. На фоне нареканий жителей Льежа на длительные работы, в городе перестроили центральную площадь. Впоследствии появился новый, в стиле научной фантастики коммерческо-развлекательный центр Mediacit?. Даже часть редакции главной государственной франкоязычной телерадиокомпании переселилась из Брюсселя в Льеж в новое здание, которое использует исключительно возобновляемые источники энергии.

Новый вокзал Льежа – в пятерке мирового рейтинга

Но настоящим сокровищем города стал разработанный каталонским архитектором Сантьяго Калатрава и введен в действие четыре года назад железнодорожный вокзал Liege-Guillemins. Именно этот дизайнер является автором проектов знаменитых вокзалов Лиссабона, Лиона и современных мостов, среди которых самый известный находится в Венеции. Подобному примеру могут последовать города вроде Донецка при наличии желания у олигархов. Конечно, сооружения Льежа не похожи на новостройки Донецка или на новостройки Костромы. Однако, у каждого народа есть свои традиции: Донецку есть чему поучиться у Льежа, а Льежу, вероятно, есть на что посмотреть в Костроме, однако.

Его смелый замысел в Льеже оказался настолько удачным, что к непривычному и футуристическому сооружению вокзала постоянно наведываются туристы не только из соседних Голландии или Германии, но и даже из далеких Соединенных Штатов, Японии и Китая. Место стало обязательной остановкой туристических экскурсий. Очевидно, есть за что, ведь именно в этом году американский телеканал CNN внес льежский железнодорожный вокзал в пятерку самых интересных станций мира, на которых стоит побывать.

«Сам вокзал создан в стиле органической архитектуры – это особенность Калатравы, – рассказывает руководитель льежского туристического центра, профессиональный гид Фабрис Мюллер. – Он представил женщину, лежащую у подножья горы. Изгиб бетонно-стеклянной конструкции – это как-бы бедро лежащего женского тела. Внутри кое-кто говорит, что чувствует себя, как в кафедральном соборе, другие – в китовом скелете».

«Вместе с тем, теперь добраться до Парижа отсюда можно прямым скорым поездом за чуть больше чем два часа. В другую сторону – до Кельна – за час. То есть, два мегаполиса соединены относительно короткими поездками, а дорога до Брюсселя – всего 45 минут», – говорит Фабрис Мюллер.

Но Льеж – не единственный город, теряя экономические скорости, пытается архитектурой, искусством или другими способами, так сказать, вдохнуть в себя новую жизнь. Самый известный пример – испанский город Билбао. Миллион посетителей ежегодно прибывают туда, чтобы взглянуть на исполинское сооружение в форме железного цветка и проникнуть внутрь, где разместился филиал всемирно известного музея современного искусства Guggenheim. Именно он полностью трансформировал это, когда промышленный баскский город, который, из-за закрытия заводов, длительное время находился на задворках благосостояния и процветания.

Промышленные руины обновляют провинцию Льежа

Пример Билбао, где удачный проект создал тысячи новых рабочих мест, последуют другие. В частности, внесена ЮНЕСКО в список мирового наследия шахта-музей Zollverein («Цольферайн») в Рурском угольном бассейне. Другая удачная архитектурная и интерактивная инициатива – музей Титаника в городе Белфаст, что в свое время тоже «утонуло» в безденежье и безработице после сокращения кораблестроительных мощностей и через религиозную вражду протестантов с католиками.

Своей, так называемой политикой «разумного развития», способствуют возрождению провинциальных городов и европейские учреждения. Шерин Вилер из департамента развития регионов Европейской комиссии объясняет: из пустых промышленных комплексов, которые остались в наследство от прошлого, местным властям зачастую удается создать современные технологические центры или центры культуры. Так, в Лейпциге трансформировали заброшенную хлопчатобумажную фабрику в центр культурной индустрии. Огромный проект воплощается и в итальянском Неаполе, говорит Ширин Вилер.

«Эту большую инвестицию мы выделили недавно. Она содержит, с одной стороны, поддержку туризма, потому что должен восстановить исторические здания. С другой – пойдет на возведение в Неаполе новых конструкций, предназначенных для научно-исследовательских центров. При этом, особое внимание уделяется окружающей среде. Скажем, эти проекты осуществляются еще и специально для очистки территорий, загрязненных когда-то действующими там предприятиями. На подобные инвестиции в городах мы, в общем, выделяем 40% европейских фондов», – объясняет пресс-секретарь еврокомиссара по вопросам развития регионов.

Туризм принесет финансовый комфорт – мэр Льежа

Возвращаясь к Льежа, заметим, что мэрия полна новых амбициозных планов.

«Город пережил фазу, которая была сложной и финансово и организационно, – говорит мэр города Вилле Демеер. После нее нам удалось возродить Льеж, уплатить долги и оснастить его культурно, в сфере спорта и в транспортной инфраструктуре. Сейчас мы хотим вывести город на международный уровень, потому что именно в этом заключается наше призвание. За модель мы берем большие европейские городские сообщества, такие, как Лилль, Лион или Барселона».

Мэр бельгийского города добавляет, что сейчас в Льеже в среднем в одни сутки проводится более 400 туристов. Учитывая его географическое расположение, культурные и исторические достояния, Вилли Демеєр говорит, что имеет целью вдвое и даже втрое увеличить количество посетителей. «Именно это должно внести комфорт в финансовую сферу Льежа и сократить безработицу», – убежден бельгийский мэр.

Виталий Еремица