Неочевидное "побочное явление" санкций против России: дальнейшее разрушение российской образовательной системы и утечка мозгов.
Дело в том, что при "нормальном" ведении международного бизнеса и при интеграции России в международную экономическую, финансовую и торговую системы, в Россию приходят иностранные фирмы в самых различных секторах экономики и индустрий, включая большие международные юридические фирмы, инвестиционные и коммерческие банки, инвестиционные фонды, торговые сети, предприятия лёгкой и тяжёлой промышленности, и т.д.
В России – стране, в которой практически не осталось международно-котируемых ВУЗов, но по-прежнему сохраняется почти повсеместная грамотность (в относительных значениях, конечно, сравнивая, например, с Африкой) – высшие учебные заведения продолжают выпускать "специалистов", практически непригодных к настоящей международной конкуренции в своей профессии.
Первые два или три года работы после ВУЗа по своей специальности – это главное, что происходит в профессиональной жизни бывшего выпускника ВУЗа в ЛЮБОЙ стране. Молодой специалист или получает настоящий опыт работы, или нет. Он/она "врубаются" в профессию, или нет.
Для лучших выпускников российских ВУЗов раньше были уготованы, тоже при большой конкуренции, рабочие места в лучших иностранных компаниях, работающих в России – будь то юридические фирмы, банки, фонды, торговые сети, известные фирмы тяжёлой промышленности, и т.д.
Настоящие профессионалы-сотрудники таких фирм воспитываются своими работодателями для полной международной профпригодности, для возможности работать в этих фирмах со всеми другими подразделениями во всём мире, с международными партнёрами, поставщиками, и т.д. – то есть, для работы со всей профессиональной и технологической цепочкой, которая может охватывать весь мир.
Очень часто такие фирмы посылают своих сотрудников учиться, в том числе на такие программы, как МВА в школах бизнеса, или в юридические школы для "graduate" ступени обучения, или в других областях, по специальностям, на уровне магистратуры и даже выше. Очень часто сами работодатели платят за такое обучение: или частично, или полностью.
От бывших выпускников российских ВУЗов, попавших на такие рабочие места, требуются "инвестиции" в 2-3 года упорного и качественного труда, и ещё 2-3 года обучения (как и во всём мире). После этого получается высококлассный специалист, готовый конкурировать профессионально со всеми аналогичными специалистами-конкурентами в любой точке мира, скажем из стран G-7.
При санкциях против России огромное количество компаний сворачивает свой бизнес в России. Причём не только из числа тех компаний, которые уже пришли в Россию, но и из числа тех компаний, которые могли и не иметь в России физического постоянного присутствия, но которые имеют большие проекты в России, и осуществляют их с удаления из Лондона, Франкфурта, Парижа, Праги, и т.д. Сокращая или сворачивая свою деятельность, связанную с Россией, эти компании больше не имеют этих рабочих мест, а значит, что этот огромный вентиль, так нужный для лучших выпускников лучших российских ВУЗов, закрывается.
И у них остаётся два варианта:
- пойти и присосаться к огосударствленной экономике России, через работу в какой-нибудь клептомании, и наплевать на своё профессиональное образование (зачем оно?)
- или эмигрировать
Первый вариант проще для подавляющего большинства. Самые лучшие, из меньшинства, выберут второе. Будущая смена поколений не приведёт самых успешных, из числа бывших студентов, обратно в ВУЗы, для преподавания. Действия российского руководства, кроме всего прочего, являются геноцидом высшего профессионального образования в России.