Журналісти “Українського інтересу” зустрілись з дуже цікавою і незвичайною людиною. Його називають “батьком” кольорових революцій та адептом ідеолога цих революцій Джина Шарпа. Російська пропаганда приписує йому провокації під час штурму Вільнюського телецентру у 1991 році, участь в організації повстанського руху на Кавказі, керівництво приватною військовою компанією під час Революції Троянд у Грузії, командування групою снайперів, котрі розстрілювали українців на Майдані у 2014-му. “Видатний ідеолог Новоросії” Царьов навіть стверджує, що цій людині заборонено в'їзд до України.
Отже, знайомтесь – Аудрюс Буткявічюс, литовський політик, один з учасників руху “Саюдіс”, у 1992-1993 роках – перший міністр охорони краю (міністр оборони) Литви. За освітою – лікар-психотерапевт, займався дослідженнями в галузі психологічних воєн. За його плечами, окрім керівництва міністерством оборони, депутатство у литовському Сеймі, навчання та стажування у Королівському коледжі Лондона в департаменті військової освіти та в інституті імені Альберта Ейнштейна в Кембріджі.
– Украина состоялась, как Вы считаете?
– Без сомнения. Состоялись и государство, и нация! Я скептичен по отношению к тем, кто делает из Украины потенциальных “подростков” или “учеников”. Мы (литовцы и украинцы) очень похожи. Мы чертовски похожи и по внутреннему настрою, по личностной и народной психологии. И основа этого – историческая и геополитическая ситуация в которой проживают украинский и литовский народы. Наши враги тоже кричат, что Литва “не состоялась”, что Литва “расходится”, кое-кто из наших подхватывает такие нотки, у нас, как и у вас, есть и патриоты, и инертная масса и “пятая колона”. Кто-то подхватывает и повторяет штампы вражеской пропаганды, особенно, когда она основана на вырванных из контекста “фактах”. Это известный прием информационной войны: вражеская пропаганда требует, чтобы мы жили в их контексте событий, в их логике и сами себя оценивали с их позиций. То есть, чтобы все те стереотипы и клише девятнадцатого века – типа “САМОДЕРЖАВИЕ – НАРОДНОСТЬ – ПРАВОСЛАВИЕ”, которыми пользуется сегодняшние российские “держиморды” и “черносотенцы”, стали критериями нашей самооценки. Наш контекст событий – это постоянно меняющийся мир, в котором люди могут работать где захотят, мир, в котором человек свободно выбирает где хочет жить, путешествовать, во что верить, кому делегировать свои права и так далее. Свободная личность, а не холоп государя или стадное животное государства! Роль государства меняется в глобальной экономике, даже патриотизм должен быть основан на понимании, того, что мы все живем на одном шарике. В этом контексте все, что у вас и у нас происходит, имеет иной смысл, нежели пресловутые “государство расходятся”, “не состоялось государство”. В нашем понимании – Россия анахронизм с примитивным желанием сохранить патриархальную власть, изолировать себя от мира, отнимать инициативу у народа и руководить всем через олигархическую пирамиду узкого круга лиц, приближенных к самодержцу.
Литовские политики и общество впервые столкнулась с необходимостью пересмотреть логику оценки окружающего мира, контексты политических событий в двадцатых годах прошлого века, после столетней оккупации Российской империи. В короткие сроки была сформулирована концепция придания динамизма нации и стране. Известный литовский журналист В.Алантас назвал совокупность решений того времени “Литва в походном марше”. Идеология превратилась в политику, потом в конкретные решения. Наши деды быстро обучили общество, создали инфраструктуру для экономического развития, и это помогло нам пережить пятьдесят лет новой советско-российской оккупации.
Все началось с правильно сконструированной идеи превратившейся в национальную идеологию, которая дала ответы на вопросы: кто мы такие? Каковы наши цели? Куда мы путь держим?
Мой единственный совет: горячим железом выжигайте идеологические штампы врага, следите за словами, которые употребляете, – не проник ли путинский пропагандист в вашу логику, контекст, в оценки происходящего. Все остальное придёт само собой.
Постоянно задавайтесь вопросом: что в действительности происходит в мире, а что является только словесно-логическими построениями. Карта не тоже самое, что реальность! Спрашивайте себя: не оцениваю ли я свое государство, своих политиков, свою собственную жизнь с позиций давно умерших концепций?
Вашим детям Майдана уже три годика. Они прекрасно ходят и даже произносят обычные слова, но уже пора появиться смыслу, концепции, которые станут основой вашей идеологии прорыва. Майдан создал для украинцев такой общественный настрой, импульс которого обязательно надо использовать для придания нового качества национальной идеи. Я жил и работал здесь во времена Оранжевой революции и потом я приехал в 2013-ом. По сравнению с временем Оранжевой революции я увидел намного больше упадка. И вдруг – Майдан, вдруг все события. И ты видишь, как нация возрождается на глазах.
– Мы зацепили тему цветных революций. Вы считаетесь специалистом по цветным революциям. Пресса пишет, что Вы – один из режиссеров революции в Украине.
– Я убежден, что люди, народ, не только имеют право, но и обязаны уметь защищаться и от иностранных врагов, и от внутренних, и от своей власти тоже. Я подразумеваю, что народ может и должен использовать ненасильственные методы давления на властьимущих. Как это делать – настоящая наука, основанная на динамике социальных процессов. Демократия должна быть вооружена! Народ, как основная составляющая демократических процессов, должен владеть методами невооруженного сопротивления, чтобы власти чувствовали его дыхание в затылок. Это то, чем я и занимаюсь, обучая лидеров сопротивления такому роду действиям. Можно сказать, что это часть психологической войны, гибридных операций. И россияне в этом деле далеко не первопроходцы. Мне приходилось консультировать политических лидеров во многих странах бывшей советской империи, в том числе и в период Оранжевой Украины.
– А Майдан четырнадцатого года?
– Вот здесь я точно ни причем. На мой взгляд, начало этого процесса – это дело рук россиян. Это вопрос – как ты оцениваешь весь комплекс, весь контекст событий. Давайте будем видеть не только происходившее на ПЛОЩАДИ. Как мы уже знаем, Россия готовила операцию по аннексии Крыма давно, примерно с 2005 года. И потом в восьмом, и в девятом были пробные акции, направленные на то, чтобы оторвать Крым да вообще разрушить Украину. И, на мой взгляд, русским стратегам гибридной войны очень хотелось создать такую ситуацию, в которой действия России против Украины стали бы легитимными. Во-первых, в глазах международной общественности, во-вторых, в глазах части населения страны, поверивших в пропаганду о едином русско-украинском народе. Легитимность – это фундамент любой власти, любого политического действа.
Так вот, когда я увидел, когда ваших студентов бьют ребята из министерства внутренних дел (“Беркут” – ред.) по заказу канцелярии Президента (Администрация Президента – ред.), Левочкина, вопрос был таким: что, они не понимают, что делают, или наоборот – слишком хорошо понимают? Когда картинки побоев, снятые камерами МВД были выброшены сразу, как по зaказу, в эфир и спровоцировали народ на ответные действия, я спрашивал себя: не умышленно ли создается ситуация, когда президент Янукович, управляемый из Москвы, будет просить от России помощи для поддержания конституционного порядка? И этому способствовали и пребывание Украины в членах СНГ, и также обязанности России по Будапештскому меморандуму. Проще говоря, создавались предпосылки для “оказания интернациональной помощи братскому народу”.
Я прекрасно понимаю, что я сейчас делаю, говоря украинцам, что Майдан мог начаться совсем с другого витка. Но в какой-то момент россияне потеряли контроль над этим процессом.
Как в старой легенде об ученике чародея, вызвавшего демона и не сумевшего с ним совладать. И это уже не раз бывало в их истории. Взять, скажем “ПЕРЕСТРОЙКУ”.
На мой взгляд, россияне ошиблись в прогнозах поведения бывшего президента Януковича. Вместо того, чтобы бороться за власть, как подобает ПОЛИТИКУ и обращаться за международной помощью к братскому народу, он “лег на дно”, “сделал лыжи”, как и предписывает воровской кодекс поведения. А потом все уже было поздно: президентская ЛЕГИТИМНОСТЬ испарилась, события повернули в русло восстановления реальной государственности.
И уже в таком контексте захват Крыма стал грубейшим нарушением международного права и неумелые русские “чародеи” своими руками похоронили все задумки – о том как проглотить и переварить Украину.
Пару слов нужно сказать и про так называемую помощь от США. Я ее не видел ни в Литве, ни здесь в Украине. Как знаете, администрация Обамы закрывала глаза на многие события. Например, ситуацию в Северной Корее, где действительно необходимо было вмешиваться, не говоря уже про события в Украине. Это российские неудачники своими криками про “влияние США” прикрывали провалившуюся операцию.
– Скажите, Вы говорили о том, что план расчленения Украины был уже в 2005 году. Он не удался, или удался на сколько процентов? Крым же они оторвали от нас и на Донбассе войну начали.
– Кому нужен только Крым? Крым это объяснение своим гражданам в России, что вот мы, мол, такие крутые, что-то сделали. В действительности, вся южная часть Украины должна была стать российской. “Порвать Украину”, “разделить!”- звучало в Геополитической мастерской приближенных А.Дугина. Этого не случилось и сейчас.
Крым не ПРИЗ, а ПРОБЛЕМА для властей Путина! И чем дальше, тем больше людей в России это понимает. Для возврата России в мировую политическую игру им была нужна ваша военная промышленность, ваш индустриальный потенциал, сельскохозяйственный потенциал, ваш рынок в целом. Не получив всего этого, Путину остается только блефовать и изображать силу, которой в действительности не хватает.
Говоря про Донбасс, это тоже сплошная неудача России. Во-первых, это потери в международной политике – потеря лица. В сегодняшнем мире стать изгоем и агрессором самое дурацкое, что они могли для себя придумать. Во-вторых, они смертельно испугали своих союзников из Евроазийского Союза, и сейчас даже Батька не скрывает своих страхов перед российскими военными базами. В-третьих, своими действиями они так напугали европейцев, что НАТО получает новые роли, и цели, и деньги. В-четвертых, своими медлительными, показушными действиями они так сплотили украинцев, помогли воссозданию Вооруженных Сил Украины, ускорили интеграционные процессы Украины в ЕС, что я готов поверить в Путина, как агента Госдепа США. Так что здесь я полностью солидарен с мнением Гиркина-Стрелкова.
– Вы считаете, что Путин проиграл эту войну с Украиной?
– То, что мы здесь сидим, то, что Украина сохранила свои основные территории, то, что только эти два куска оторваны, это величайшая победа. Никто даже и поверить не мог, что вам это удастся. В 2004, когда я был здесь у вас, ездил по вашим военным частям, у вас же было в то время под 140-150 тысяч армии. Русские через свою агентуру сумели настолько уничтожить Вооруженные силы Украины за восемь-девять лет, что вы потеряли основную структуру.
Восьмого марта 2014 года, когда они брали Крым, у вас практически не было возможности сопротивляться. И вот в такой ситуации, когда они уже думали: все, дело в шляпе, появились ребята, которые участвовали в Майдане. Молодежь которая до этого смотрела на все военные дела чуть ли не с презрением, эта молодежь вдруг поняла, что нужно обучаться… И хотя вы большая и мощная страна, в тот момент не было инструкторов, не было политических решений, политическая власть была размыта. И, когда я видел, как ваши полковники из спецназа сами проделывали сержантскую работу и обучали этих семнадцати-восемнадцатилетних парней, которые потом составили костяк ваших добровольческих структур… Вот это было зрелище, которого я никогда в жизни не забуду. Понимаешь, ваши полковники, уже моих лет, сами ползали, показывая примитивнейшие приемы вашим молодым парням и не стыдились это делать. Ваш народ смог в нужный, решающий момент включится в сложные политические процессы, появилась воля к свободе, к самозащите и вы поломали планы противника. Вот почему я говорю, что Украинский народ зрелый и достоин своей свободы.