Вторжение регулярной российской армии в Донбасс и захват Новоазовска не должны стать причиной для паники. Этот шаг Кремля говорит не столько о потенциале и возможностях российского руководства, сколько о реальных проблемах. Выйти из которых без потерь Москва не может.
По большому счету, в Кремле уже не рассматривается гипотетический вариант принуждения Украине к покорности или окончания операции без политических и финансовых потерь. Путин и его команда уже понимают, что попали в яму. Все дискуссии и действия идут исключительно о глубине погружения.
Первый и важный фактор, который следует учитывать – Россия все это время категорически избегала прямого военного конфликта с Украиной. Террористам помогали очень щедро – оружием, деньгами, наемниками. Но войска не вводили, хотя Гиркин и прочие «лидеры Новороссии» просили об этом в самых ярких выражениях.
Причина проста. Санкции в экономике и политическая изоляция РФ уничтожает Россию. Разрушает экономику, приводит к потере рынков газа, а снижение цен на нефть в перспективе вообще может перевести Россию в разряд нищих стран третьего мира – ведь бюджет РФ на 54% формирует именно экспорт углеводородов. Но это все цветочки, в сравнении с перспективой получить по рукам за прямую агрессию.
Тем не менее, российские войска в Украину зашли. Почему?
Потому что человеческие резервы террористов на исходе. Желающих воевать и умирать за мифическую Новороссию нет. Это и раньше было проблемой, которую приходилось решать за счет добровольцев-наемников из России. Но, судя по всему, этот источник тоже исчерпан. Желающие кончились. За деньги или убеждения воевать в Украине уже никто из россиян не хочет. Вот и приходится идти на политические и экономические жертвы, отправляя в Украину принудительно солдат регулярной армии.
Смотреть бесконечный сериал о борьбе «русского мира с украинскими отступниками» сидя на диване россиянам нравилось. Крымнаш, наваляемпиндосам – прекрасно кричится под холодное пиво у телевизора. А вот реальная перспектива пойти на войну или отправить туда сына, мужа, брата или отца – тут совсем другие эмоции. Тем более, что Киселев и ему подобные слишком долго пугали россиян страшным «Правым сектором», «беспощадной Нацгвардией», «Черными» батальонами добровольцев-националистов и мифическими европейскими наемниками. Умирать и хоронить своих за русский дух в чужой Украине – дураков среди срочников, контрактников и их близких не нашлось. Так что – только принудительно. Да и тут – невелик запас прочности. Реально боеспособных частей в армии России не так и много.
В связи с открытой агрессией России стоит ожидать в ближайшей перспективе куда более суровых санкций, которые экономика РФ может и не пережить.
Плюс, в той же пропорции вырастет помощь Запада Украине, где добровольцев избыток – только вооружай. Исход затяжной войны для Украины может быть неприятен, но для России это однозначно – приговор. При этом максимальный военный успех, которого может достичь Кремль, это оккупация Донецкой и Луганской области. На большее не хватит сил. Да и захватив Донбасс, не факт, что РФ сможет его удержать. В тылу экономический кризис, весь мир против России – эту схему уже отработала Германия в 1945 и сама Россия в 1914. Исход предсказуем – поражение и внутренний кризис.
Единственным выходом для России в этой ситуации является заключение мира с Украиной
К этому Путин стремился на переговорах в Минске, но встретил отказ и вынужден идти ва-банк. Задача Кремля – остановить конфликт и уйти из Украины, сохранив лицо. В кратчайшие сроки – до того, как Запад раскачает свой механизм принуждения к соблюдению правил игры на полную мощность. Любая пауза в переговорах, каждый день продолжения конфликта тяжелы для Украины, но для России просто губительны. И НАТО с нехорошим выражением лица подтягивает войска в Европу. И Китай загадочно щурится с восточных границ, которые уже не совсем на замке. Вот и демонстрирует Путин последние резервы, попутно кутаясь в тогу миротворца, чтобы выйти из игры с наименьшими потерями.
Попытка запугать мир третьей мировой войной провалилась. Потому что у России не оказалось союзников. Не считать же Кубу и Северную Корею серьезным экономическим и военным подспорьем. Только быстрое отступление и мир помогут Кремлю избежать грандиозного обвала. Вот только дадут ли США и ЕС уйти с минимальными потерями – большой вопрос. Кое-кто склонен «дожимать», а не выпускать. Дабы история не повторилась снова.
Кирилл Сазонов, Донецкие вести