Promotion Welcome 100 RU [https://welcome100.npbpromoru.nl/]
Церковный и религиозный вопрос в современной Украине 1991-2004. Объединение Церквей

Религия и церковь в современной Украине. Объединение Церквей

Несмотря на десятилетия гонений, религия и церковь сохранили свое место в обществе. Рубежным в изменении отношения государства к церкви и религии считать 1988 год – год празднования 1000-летнего юбилея принятия христианства на Руси. Празднование юбилея проходило в Киеве и Москве с участием более 100 официальных представительств церквей и религий со всего мира. Особого торжества этой акции оказало то, что эта дата была признана ООН выдающейся историческим событием в цивилизации человечества.

С провозглашением независимости Украины церковную жизнь оживляется

Заметно растет количество религиозных общин, возводятся храмы (в 1991-2004 pp. Было построено и велось строительство около 4 тыс. Храмов), возрождаются монастыри, духовные учебные заведения, воскресные школы. В 1997г. в государстве действовало 64 конфессии, в которых более 18 тыс. религиозных общин (из них 6 тыс. оформили свой статус в течение 1991-1995 pp.), более 100 монастырей (среди которых Киево Печерская лавра, Почаевская лавра), 40 религиозных учебных заведений. В 2004 г. уже действовало более 100 конфессий и сект. В Украине работают около 20 тыс. служителей культа, выходят в свет более 50 периодических религиозных изданий. Оживились связи религиозных организаций и отдельных верующих с единоверцами за пределами Украины.

Отношения с религиозными общинами, лицами, принадлежащими к разным конфессиям, в нашей стране регулируют Конституция Украины (ст. 35 – право на свободу мировоззрения и вероисповедания) и Закон Украины "О свободе совести и религиозных организаций" (23 апреля 1991), подтверждающий, что никто не может установить обязательных убеждений и мировоззрения. Не допускается принуждение по определению гражданином своего отношения к религии, участия или неучастия в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях, обучение религий. В Законе закрепляется равноправие граждан независимо от их отношения к религии. Церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства, а школа – от церкви.

Благодаря совершенствованию системы законодательства, административным и организационным мерам удалось нормализовать религиозную ситуацию.

Вскоре после провозглашения независимости созрел кризис в православии Украины, которое функционировало на платформе Русской православной церкви (РПЦ). Собор православной церкви в Киеве провозгласил автокефальность (независимость), признал себя Украинской православной церковью (УПЦ) и обратился к Московскому патриархату с просьбой канонизировать ее в таком статусе. Но Московский архиерейский собор категорически отклонил просьбу Украинского собора, а Филарет, который в то время уже имел титул Блаженнейший экзарх патриарший был подвергнут злостным нападкам. Тем самым Московский патриархат продолжил политику по православной церкви в Украине в старом русле, в котором православия в Украине, ее церковь рассматривались вторичным явлением по сравнению с РПЦ в России.

Более того, не без заинтересованности Московского патриархата инициировалась и было проведено совещание части украинских епископов в Харькове, которую объявили собором. Предстоятелем Православной Церкви в Украине был назначен епископа Ростовского и Новочеркасского, управляющего делами Московской патриархии Владимира (в миру Сабодан), который на Харьковском соборе даже не присутствовал. Вслед за тем Украина прокатилась волна захвата храмов и монастырей сторонниками Владимира. В результате такого противостояния РПЦ Московского патриархата отходит более 5 тыс. Церковных общин, некоторые монастыри.

В июне 1992 г. состоялся объединительный собор УПЦ и УАПЦ (которая действовала параллельно). Патриархом Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ-КП) – так она фактически стала называться после объединения – избрали Мстислава (Скрыпник), а его заместителем – Филарета (Денисенко). И единственная УПЦ-КП тогда не состоялась – этого не пожелал Мстислав, который вскоре ушел из жизни. После его смерти раскол углубился и был закреплен собором УАПЦ, на котором ее патриархом был избран Димитрия (в миру Ярема).

В свою очередь, на соборе УПЦ КП в октябре 1993 г. патриархом этой церкви избрали бывшего политического репресанта, украинского правозащитника Владимира (в миру Романюк), а его заместителем стал Филарет. В июле 1995 патриарх Владимир ушел из жизни, его похороны в Киеве переросли в настоящую социальную трагедию. Через некоторое время патриархом УПЦ-КП на соборе высших иерархов церкви этой конфессии в Киеве выбрали Филарета. И Владимир, и Филарет ставили вопрос об объединении всех ветвей православия. Их предложения находили понимание в правительстве, поскольку были направлены на консолидацию украинского общества, прежде всего верующего населения. Идея объединения всех православных церквей и до сих пор остается нереализованной.

Таким образом, в православии Украинского независимого государства существует несколько конфессий: УПЦ-КП, УПЦ МП (Московского патриархата), УАПЦ, УПЦ – катакомбная и УПЦ Андрея Первозванного. Кроме того, определенное количество церковных общин, в частности в восточных областях страны, подчиняется непосредственно Московскому патриархату, то есть находится вне влияния патриархов, работающих в Украине.

Новый конфликт между православными церквями вспыхнул в 2004 г. во время президентских выборов, когда УПЦ МП открыто поддержала на выборах кандидата в президенты Украины В. Януковича, тем самым нарушив основной принцип деятельности церквей – невмешательство в политическую жизнь.

В 2010-2014 pp. УПЦ МП была активным проводником влияния России на внутреннюю жизнь Украины, насаждала "русский мир", активно поддерживала сепаратистские движения в Крыму и на востоке Украины.

Среди других конфессий – Украинская греко-католическая церковь, протестантские объединения евангельских христиан-баптистов, адвентистов седьмого дня и др., нехристианские конфессии представителей иудаизма и мусульманства. Возрождаются дохристианские верования славян. Создаются и нелегальные объединения. Среди них, в частности, сатанисты, Белое братство, руководство которого было привлечено к судебной ответственности за противозаконную, антигуманной деятельности, сектантское объединение Муна и др.

Таким образом, несмотря на существующие проблемы, граждане Украины, живя в условиях свободы, не только ищут материального, но и стремятся жить с Богом, возродить духовность в собственных сердцах, и в этом кроется надежда на лучшее будущее для молодого украинского государства. "Революция достоинства" дала новый толчок к созданию единой поместной православной церкви Украины.

источник