Promotion Welcome 100 RU [https://welcome100.npbpromoru.nl/]

Фотографирование когда-то было целым событием, как некий своеобразный обряд. Фотографировались не так часто, как сейчас. Делали это обычно в воскресенье или по праздникам, по поводу какого-то важного события в жизни.

В Волынском краеведческом музее открыли выставку «Волынский краеведческий музей – сокровищница историко-культурного наследия волынского края». Эпиграфом к витрине, где представили незначительный процент многодесятитысячной музейной коллекции фото, стали слова инженера – архитектора Леонида Маслова: «…Старая украинская архитектура, каменная, деревянная, то светская или церковная, является доказательством большой художественной культуры минувших поколений нашего народа…», информирует «Музейное пространство Волыни», с которым сотрудничают также фотографы из Симферополя и других городов Украины.

Леонид Маслов как студент Краковской политехники дважды проходил практику в Луцке: в 1931 г. – при дирекции публичных работ, а в 1933-34 гг. – при городском управлении на реставрационных работах в Луцком замке. Его исследовательская работа на Волыни нашла отражение и в научных статьях, и в фотографиях, в частности на фото с рабочей картотеки, которую он создал, обследуя волынские церкви и другие постройки.

Фото датированы 1930-ми годами. Все они разного размера, наклеены на картон одного формата, с подписями на польском языке на корешке вверху слева, а в нижнем правом углу есть подпись, сделанная четким каллиграфическим почерком фиолетовыми чернилами: «Фотограф инженер Леонид Маслов. Луцк.»

Леонид Николаевич не только фиксировал на фото достопримечательности, но и делал зарисовки, обмеры, составлял планы сооружений. В 1934 г. в нескольких номерах газеты «Украинская нива» появилась его статья «Памятники архитектуры старого Луцка».

Кроме обширной коллекции фотографий церковной и светской архитектуры Волыни, в фондах Волынского краеведческого музея насчитывается немало и портретных фото конца XIX – начала ХХ веков, сделанные в фотосалонах Луцка, Житомира и других городов.

Фотография – документ эпохи

Фотографирование стоило недешево, поэтому беспокоились о том, чтобы на дорогих парадных фотографиях выглядеть красиво: надевали самое лучшее, делали прическу. Фотография – документ эпохи. Она дает возможность проследить за особенностями быта, за изменениями в моде: какие носили головные уборы, какой покрой мундиров или платьев; и даже круг тогдашних увлечений.

Любительские фотоснимки появились позже; первыми же были изготовлены в фотосалонах, потому что сам процесс съемки требовал стационарной аппаратуры. Старым фотографиям присущи чёткое изображение, художественная ретушь, высококачественная бумага. Фотография, как правило, наклеювалася на плотный картон или паспарту, под снимком или на обратной стороне располагались выходные данные: название фото, имя владельца фотосалона и его адрес. По количеству изображенных медалей можно узнать, сколько раз тот или иной фотограф завоевывал призы на международных выставках.

Одной из древнейших в Луцке была Славянская фотография Л.Конторовича. Популярными были фотосалоны «Рембрандтъ» Анания Доссика, «Рафаэль» Соломона Гурвіча, «Штука» (с польской – искусство) Зейлика Окса и других. Названия салонов свидетельствуют, что их владельцы относили себя (и небезосновательно) к категории художников.

Фотография, войдя в культуру состоятельных людей, сразу заняла место семейных реликвий, которые передавались из поколения в поколение. В нижней части витрины представлена литература по фотоделу начале ХХ века и фотоаппараты первой половины ХХ века.