Когда в 1943 году в Берлине арестовали около 8000 последних берлинских евреев из смешанных семей, перед зданием еврейской общины на Розенштрассе собрались женщины, требуя освобождения своих мужей.
Всесильное гестапо смогло уничтожить все попытки вооруженного сопротивления в Берлине, но против мирного протеста людей, которых не удалось испугать, вся колоссальная репрессивная махина Третьего рейха оказалась бессильна.
В 4 утра в субботу 27 февраля 1943 года в Берлине началась операция под условным названием "Фабрика". Спецподразделение СС "Адольф Гитлер" арестовало около 8000 последних берлинских евреев из смешанных семей. Они были свезены для готовящейся депортации в несколько сборных лагерей – и в том числе в здании еврейской общины Берлина на Розенштрассе 2-4 было размещено более 2000 узников. Операция против евреев должна была, по мнению министра пропаганды Геббельса, поднять моральный дух правящей партии и стать маленькой победоносной акцией.
В тот же день перед этим домом собрались женщины, требуя освобождения своих мужей. Американский историк Натан Стольцфус назвал протесты женщин против депортации их родственников "сопротивлением сердца". Очень многих женщин заставила выйти на Розенштрассе любовь к своим мужьям. Это чувство прошло множество испытаний и у многих сохранилось на долгие годы, часто на всю жизнь.
Женщины, протестовавшие на улице Роз несмотря на угрозы вооруженных эсэсовцев, проявили истинное мужество и бесстрашие. Немецкие женщины, вышедшие замуж за евреев, прошли длинный путь испытаний. Долгие годы сопротивлялись они настойчивым попыткам властей добиться развода с евреями. Своей стойкостью эти женщины спасали своих супругов: развод означал для евреев немедленную депортацию и неминуемое уничтожение.
Супруги Браун отпраздновали золотую свадьбу. События на Розенштрассе они помнили во всех подробностях. Тогда Урсуле Браун (в то время Кретчер) был 21 год. Она уже пять лет жила вместе с Герхардом Браун в гражданском браке. Их официальный брак мог стать смертельно опасным. Здание охраняли вооруженные автоматами эсэсовцы и Урсула долго не могла избавиться от противного чувства страха. Но любовь была сильнее.
Чувство, руководившее женщинами, не всегда можно было назвать любовью. Супруги Хайнц и Анна Ульштайн уже несколько лет не жили вместе и собирались официально развестись. Свидетельство о разводе было уже почти готово, однако в последний момент Анна взяла свое заявление назад и тем спасла жизнь Хайнцу. Когда Хайнца забрали в лагерь на Розенштрассе, Анна делала все, чтобы помочь своему бывшему мужу. Они развелись через несколько лет после войны. Хайнц Ульштайн посвятил своей бывшей жене главу из книги воспоминаний. Глава называется: "Германия… Анна, это ты!".
В течение двух недель сотни немок, многие с детьми, ежедневно приходили сюда, стояли круглые сутки, не пугаясь даже авианалетов.
Прецедентов освобождения евреев, схваченных СС в Германии не было, и сопротивление выглядело абсолютно безнадежным. Иногда женщин, скандирующих "Верните нам мужей!", разгоняла полиция, но они только ненадолго расходились по ближайшим улицам и быстро возвращались, вспоминает Рут Гросс (Ruth Gross), которой было 10 лет в 1943 году, когда арестовали её отца, и она с матерью и старшим братом приходила на Розенштрассе.
Немецких жен арестованных евреев публично оскорбляли, называя "еврейскими распутницами", "расовыми преступницами" и "предательницами".
Гестапо пыталось убедить их, что, разведясь, они спасут себя и своих детей. Выступления на Розенштрассе были для людей, которые в них участвовали, вершиной нелегких лет жизни в соответствии со своей совестью. Этот протест был направлен против расистской идеологии нацистского режима. Люди пытались "жить не по лжи", и тем представляли опасность для тоталитарной системы не меньшую, чем вооруженные партизанские отряды. Всесильное гестапо смогло уничтожить все попытки вооруженного сопротивления в Берлине, но против мирного протеста людей, которых не удалось испугать, вся колоссальная репрессивная махина Третьего рейха оказалась бессильна.
И они победили. Мирно, без оружия
Акция протеста, которая не расходилась несмотря на репрессии, угрозы, бомбежки и трудную военную жизнь, получила огромный резонанс и поддержку в нацистской столице, несмотря на то, что ни одна газета и ни одна радиостанция не сказали о ней ни слова. И когда всемогущий Геббельс увидел, что люди не прекратят протест пока не добьются своего, он был вынужден отступить. В первые дни марта 1943 года в Берлине произошло событие, в которое и сейчас трудно поверить. 2000 евреев, собранных в пересылочном лагере на улице Роз (Розенштрассе, 2-4) для отправки в лагеря смерти, были отпущены на свободу. Более того, двадцать пять евреев, которых уже депортировали в Освенцим из тюрьмы на Розенштрассе, через две недели были возвращены в Берлин и тоже получили свободу.
Освобождение заключенных не было результатом тайной операции подпольщиков. Все евреи были освобождены нацистами вполне легально и получили соответствующие справки и удостоверения. Отлаженная машина уничтожения впервые дала сбой, приговоренные к смерти жертвы остались жить. Многие из этих людей увидели конец гитлеризма. Некоторые живы еще и сейчас. События демонстрации нашли отражение в художественном фильме Маргареты фон Тротта «Розенштрассе».
6000 евреев, которые были арестованы в ходе операции "Фабрика", и размещены в сборных лагерях, под которыми не проводились акции протеста, и за свободу которых бороться было некому, были направлены в лагеря смерти Терезин и Освенцим, и уничтожены до последнего человека.