Против Евромайдана? Евромайдан – Как работают информационные провокаторы

Кто тут против Евромайдана? Против – только Беркут. Евромайдан – Как работают информационные провокаторы. Письма с угрозами и клеветнические листовки в подъездах, где живут активисты Евромайдана, ложные сообщения в соцсетях, которые сеют панику, и официальные заявления, противоречащие друг другу.

Информационная агрессия против Евромайдана последние два месяца приобретает самые разнообразные формы. По мнению медиаэкспертов, сейчас речь уже не идет про журналистские стандарты проверки информации – проблема вышла на широкий, мировоззренческий уровень.

Сначала были надписи на асфальте перед домом родителей и «обеспокоенные» письма якобы от друзей семьи, затем – статьи о «грантоедах», открытки и угрозы в социальных сетях, рассказывает крымская активистка Евромайдана, глава правозащитного центра «Действие» Александра Дворецкая.

«До этого в листовках говорилось о том, что я прошла курсы экстремизма в США и что на моих руках – кровь погибших людей. Потом – больше текста: что надо делать, если меня встретите. В моем подъезде. Я там не зарегистрирована. Когда я делала информационные запросы, то некоторое время указывала адрес, сейчас уже открыла абонентский ящик. Здесь два варианта: или за мной следят или государственные органы «сливают» адреса», – считает девушка.

Однажды, вспоминает Дворецкая, ей после симферопольской акции траура по погибшим на Грушевского пришлось даже прятаться от группы молодых людей в супермаркете, но пока приехала вызванная ею милиция, те ушли. По словам правозащитницы, милиция открыла производство относительно писем родителям и листовок на стенах, но потом почти сразу закрыла дело за отсутствием состава преступления. Радио Свобода направило относительно этого случая запрос в Главное управление МВД в Крыму, но никакого ответа оттуда не получило.

Как сообщила Александра Дворецкая, кроме неё плакаты с обвинениями в экстремизме на стенах своих домов видели и другие крымские активисты, в частности, в Джанкое.

Открытки, сообщения и даже видеоролики о «падении нравов» отдельных активистов Евромайдана распространяют и в Луганске, сообщают представители тамошнего Общественного сектора. Кроме того, отмечают активисты, кто-то выложил телефоны и домашние адреса некоторых из них в публичный доступ в соцсетях. Там созданы тематические группы, где распространяется такой контент.

У нас еще никогда не было такого количества придуманных новостей – МВД

Тем временем в Министерстве внутренних дел (МВД) сетуют на рост количества ложной информации в целом и о милиции в частности. Пресс-секретарь ведомства Сергей Бурлаков замечает: «Еще у нас не было такого периода времени, когда бы мы фиксировали такое количество вымышленных новостей. Начиная от первых дней (об умершей или убитой девочке на Майдане, которая оказалась живой и здоровой) и заканчивая российским спецназом и другими вещами, которых на самом деле нет».

Однако все сообщения о давлении и угрозах, которые поступают от активистов Евромайдана, милиция проверяет, уверяет он. Провокации является результатом недоверия «официальным источникам» – Сюмар

В последнее время уровень недоверия к официальной информации растёт, поэтому люди пытаются что-то узнать из всех источников, к которым имеют доступ, считает журналист, экс-директор Института массовой информации Виктория Сюмар. Поэтому, по её мнению, любые провокации будут падать на очень благодатную почву и медиа здесь не исключение.

«В условиях такого состояния недоверия любая критическая информация, которая попадает в СМИ, может просто привести к массовой панике вплоть до выхода ситуации из-под контроля. Если вы можете апеллировать к профессиональным журналистам, мол, проверяйте информацию, подтвердите её, то в социальных медиа вы этого сделать не можете», – объясняет медиаэксперт.

Но нельзя все сводить к несоблюдению журналистских стандартов, речь идет об изменениях в мировоззрении потребителей информации, отмечает Сюмар. Однако, замечает медиаэксперт, сейчас все манипуляторы вынуждены «играть на своем поле»: мы верим тем источникам, сообщения которых не выбиваются из нашей мировоззренческой модели. Поэтому, по мнению Виктории Сюмар, в регионах, где меньше доступа к различным источникам относительно местных новостей, фильтровать информацию значительно сложнее, чем, например, в столице.

Анастасия Москвичова

Читайте по теме:

  1. Провокаторы и провокации на Евромайдане во время акций протестов за Евроинтеграцию
  2. Против Евромайдана только русскоязычный регион – восток Украины